Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.
Kirill Koncha, Abina Kukanova, Kazakova Tatiana et al.
In bk.: Proceedings of the 3rd Workshop on NLP Applications to Field Linguistics (Field Matters 2024). Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024. Ch. 1. P. 1-5.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Лекция, озаглавленная “Compositionality and Coercion: The Dynamics of Adjective Meanings”, была посвящена формальной семантике прилагательных. Барбара показала, как значение высказывания складывается из собственного значения его частей (напр, прилагательные голубоглазый, умелый, каменный, фальшивый, бывший, существительные лев, пистолет, поэт) и их соединения в контексте конкретного высказывания, которое может создавать те или иные сдвиги в значении.
Прилагательные можно поделить на группы в зависимости от того, каким образом они изменяют значение слова, к которым они присоединяются, какую функцию несут, насколько универсально распространяется добавленное значение. Так, например, если есть два утверждения: Вася - голубоглазый певец и Вася - пианист, то ясно, что Вася также является голубоглазым пианистом. Говоря формально, если некий объект - голубоглазый, то эта характеристика применима к нему всегда. Так обычно ведут себя относительные прилагательные. В случае с большинством качественных прилагательных вроде умелый, хороший ситуация иная: умелый певец не обязательно является умелым пианистом, значение этой характеристики ограничено строго определенным контекстом существительного.
Между тем есть и группа прилагательных, которая изменяет значение высказывания/фразы принципиально иначе. Так, каменный лев,например, не является львом, а фальшивый пистолет - пистолетом. В то же время допустимой является фраза этот пистолет - фальшивый. По мнению Барбары, здесь речь идет о том, что в данном контексте меняется значение самого существительного, и оно начинает означать не просто пистолет, а класс вещей, являющихся или похожих на пистолеты. Отдельный вопрос - является ли поэтом мертвый поэт. Так, если попросить кого-либо перечислить поэтов Москвы, то он, вероятно, назовет лишь ныне живущих. Зато если говорить о поэтах определенного сборника или направления (т.е. относящихся к более абстрактному множеству), будут перечислены в том числе и умершие.
Почитать статью Барбары Парти о семантике прилагательных можно тут.