Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.
Фитискина А. А., Фитискин А. А.
Vox Medii Aevi. 2025. Т. X. № X. С. XXX-XXX.
В кн.: Будь в курсе цифровых гуманитарных исследований. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2024. С. 164-181.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Презентация И.В. Смирнова (PPT, 3.95 Мб)
Первая часть мастер-класса была посвящена интеллектуальному анализу текстов с использованием синтактико-семантического анализа. Стандартный синтаксический анализ позволяет получить лишь формальную структуру связей между элементами предложения, которая напрямую не соотносится с их значением. Так, мы можем говорить о том, что во фразе Мама мыла раму есть некоторая глагольная вершина (мыла), от которой зависят два именных узла - мама и раму, однако для корректного извлечения участников ситуации этого мало. Если же мы добавим в синтаксис семантические роли, т.е. определим, что мама является активным субъектом (агентом, агенсом) действия, а рама - претерпевающим объектом, пациенсом, это уже позволит нам извлекать из текста осмысленную информацию о происходящем событии, производить некоторый логический вывод и т.д.
Результаты такого семантико-синтаксического анализа могут быть представлены в виде графа:
Такое представление текста может быть получено различными способами. В своем выступлении И.В. Смирнов рассказал об опыте применения подходов, основанных на выводе правил из специально составленного семантико-синтаксического словаря, а также на различных способах машинного обучения. При этом он показал, как результаты семантического анализа могут применяться в вопросно-ответных системах для получения ответов на вопросы, заданные на естественном языке.
Во второй части мастер-класса речь шла о задачах извлечения информации из научных и медицинских текстах. В первом случае требовалось извлечь из научных статей определения и формулировки научных результатов, выделить в тексте зоны аргументации, соответствующие постановке проблемы, обзору других работ, описанию предложенных в работе методов, результатов экспериментов, а также оценить грамотность текста, уровень использования в нем научной и псевдонаучной лексики. На основании этого предполагается автоматизированное формальное оценивание общего качества научного текста.
Во втором случае необходимо было анализировать клинические записи,, содержащие как числовую (возраст, пол, результаты анализов), так и текстовую (анамнезы, осмотры, эпикризы) информацию. Задача заклчалась в создании системы, позволяющей автоматически диагностировать хронические заболевания, выявлять наиболее значимые признаки и симптомы, а также устанавливать неочевидные, скрытые зависимости в клинических данных. Результаты показали, что анализ текстовых данных дает очень серьезный прирост в качестве диагностики по сравнению с использованием исключительно числовых параметров
Последний сюжет, о котором шла речь на мастер-классе, касался такой горячей темы, как анализ социальных сетей и мониторинг настроений. Система, о которой рассказывал докладчик, измеряла уровень напряженности в сетевых сообществах, опираясь на психолингвистические лексические и семантические признаки. При этом сообщества были изначально разделены на напряженные (политические, в т.ч. националистические) и относительно нейтральные (обсуждение детей, домашних животных, автомобилей). Полученные результаты показали, в частности, что политические протесты зимы 2011-2012 гг. характериовались в первую очередь повышением напряженности в нейтральных сообществах, в остальное время достаточно спокойных и аполитичных.