Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология». 2025. № 3.
Kazakova T., Vinyar A., Бакланов А. Е. et al.
In bk.: Первый Евразийский конгресс лингвистов. Москва, 9–13 декабря 2024: Тезисы докладов. M.: 2025.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
История про компьютерную лингвистику и Египет
С 14 по 20 апреля я и преподаватель Школы Лингвистики Андрей Кутузов посетили 16 международную конференцию по компьютерной лингвистике CICLING-2015 "Computational Linguistics and Intelligent Text Processing", которая проходила в столице Египта — Каире. Мы представили на ней свой доклад "Comparing neural lexical models of a classic national corpus and a Web corpus: the case for Russian" («Сравнение нейронных моделей лексики на классическом национальном корпусе и на веб-корпусе (для русского языка)»).
Поездка на эту конференцию была очень значительным событием по нескольким причинам. Во-первых, для меня, как студента, это была самая масштабная и интернациональная конференция из всех, на которых я была. Мы познакомились с докладчиками, приехавшими из стран Европы, Южной Америки, Ближнего Востока и Африки -- практически со всего мира.
Во-вторых, доклады на этой конференции освещали, пожалуй, все многообразие тем компьютерной лингвистики, и мы получили полное представление о том, какими задачами сейчас живет наша наука!
В-третьих, мы увидели (по крайней мере, я), как проходят конференции мирового уровня (по оценке Google Metrics, CICLING является шестой по значимости компьютерно-лингвистической конференцией в мире). Я узнала, каких людей на них можно встретить, какие исследования их интересуют и чем они живут помимо лингвистики :-)
Также мы получили ценные комментарии относительно нашей работы и пообщались с исследователями, которые тоже работают с дистрибутивно-семантическими моделями (в том числе, со счетными, а не предсказательными, как мы, что было особенно интересно).
Не последним впечатлением от конференции стало и место её проведения -- Каир. Ни я, ни Андрей не были до этого в стране арабского мира, и потому поездка стала еще и ценным культурным опытом: люди в Египте живут и мыслят совсем по-другому. Где еще мы могли бы увидеть улицы, на которых торгуют и молятся одновременно? Улицы, на которых рядом ездят машины и лошади, и тут же гуляют люди? Отдельного упоминания заслуживает экскурсия на плато Гиза и в Саккару, на которых находятся — можете угадать ! — пирамиды. Как сказал организатор нашей конференции Александр Гельбух, каждый человек должен увидеть пирамиды до того момента, как покинет этот мир.
В целом хочется сказать, что эта конференция стала очень значительным и вдохновляющим событием. Поездка на CICLING, на мой взгляд, мотивирует заниматься наукой, продвигать свои исследования по всему миру и общаться с интересными и разными людьми.
Елизавета Кузьменко, студент 3 курса Школы Лингвистики