Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Брисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Белов Н. В., Бойцов М. А., Виноградов А. Ю. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Труды института русского языка им. В.В. Виноградова. 2024. № 1. С. 67-73.
Creissels D., Zúñiga F., Moroz G.
In bk.: Applicative Constructions in the World's Languages. Berlin: De Gruyter Mouton, 2024. P. 61-73.
Chistyakova K., Kazakova Tatiana.
Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2023. No. 115.
Корпус русских учебных текстов (КРУТ) – это коллекция текстов на русском языке, написанных студентами разных вузов. Общий объем корпуса составляет более 2,6 млн. слов. Тексты сопровождаются несколькими типами разметки (метатекстовой, морфологической разметкой и разметкой по ошибкам), что позволяет осуществлять поиск по корпусу.
Основные исследовательские задачи, которые можно решать с помощью корпуса, связаны со следующей гипотезой: ошибки показывают направление возможных языковых изменений. Для того, чтобы определить это направление, необходимо описать пределы вариативности для нестабильных языковых явлений. Работа с текстами юных носителей языка дает богатый лингвистический материал для решения подобной задачи.
КРУТ позволяет решать и задачи педагогические. Корпус позволяет составить представление о реальных ошибках, которые допускают студенты, и об их частотности. Эти данные могут быть использованы при составлении программ учебных курсов, для разработки учебных и контрольно-измерительных материалов (упражнений, практикумов, тестов и т.д.).
Руководители проекта: Е.В. Рахилина, Н.А. Зевахина, С.С. Джакупова
Главные программисты-разработчики корпуса: Т.А. Архангельский, Э.Г. Мустакимова
На разных этапах в создании корпуса принимали и принимают участие: Я.Э. Ахапкина, Ю.М. Кувшинская, А.И. Левинзон, А.Б. Летучий, А.Д. Плисецкая, Н.Чукичева, С.Пужаева, М. Зарифян, Т. Больгина, А. Вишенкова