Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.
Kirill Koncha, Abina Kukanova, Kazakova Tatiana et al.
In bk.: Proceedings of the 3rd Workshop on NLP Applications to Field Linguistics (Field Matters 2024). Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024. Ch. 1. P. 1-5.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Жестовые языки – это сложные лингвистические системы, обладающие собственной лексикой и грамматикой, которые используют для общения глухие и слабослышащие на территории всего мира. В отличие от языков звучащих, жестовые языки стали предметом изучения лингвистов относительно недавно: лишь со второй половины XX века их начали рассматривать как полноценные многоуровневые системы коммуникаций.
Неудивительно, что до того, как стать предметом пристального внимания лингвистов, жестовые языки успели обрасти определенным количеством мифов.
Некоторое время считалось, что жестовые языки сродни пантомиме – примитивному средству общения с помощью жестикуляции. У пантомимы и ЖЯ действительно есть сходство – в них широко используется иконическое представление субъектов или действий реального мира. Под иконичностью понимают мотивированность формы знака его значением. Так, например, жест ‘кресло-качалка’ в русском жестовом языке является иконичным: конфигурация руки напоминает форму кресла, а движение – качание в разные стороны.
‘кресло-качалка’ в РЖЯ
www.spreadthesign.comТем не менее, в то время как способы представления в пантомиме ограничиваются лишь фантазией конкретного человека, в ЖЯ они находятся в строгих рамках фонетического инвентаря. Жестовые языки, как и звучащие, обладают своими фонетическими системами. Фонемы, или же компоненты жеста, делятся на пять типов: форма руки, ориентация ладони, движение, место артикуляции и немануальный компонент (выражение лица). Так, в жестах «мама» и «папа» совпадают форма руки и место артикуляции (у лица), однако направление движения, а потому и ориентация ладони, отличаются.
‘мама’ в РЖЯ
www.spreadthesign.com
‘папа’ в РЖЯ
www.spreadthesign.com
Так вот, далеко не любая теоретически возможная конфигурация ладони или место артикуляции могут встретиться в русских жестах: нет, например, ни одного жеста, локализованного на лопатках или на правой пятке.
Другой распространенный миф о жестовых языках – это мнение, что они представляют собой переложение соответствующего звучащего языка на жестах. Таким образом выходит, что есть устный вариант русского языка, письменный, и – жестовый. Это заблуждение. Грамматика русского жестового языка разительно отличается от грамматики русского. В нем, например, нет падежей и предлогов, зато имеется очень подробная система выражения пространственных отношений.
Последние 50 лет сфера жестовой лингвистики активно разрабатывается лингвистами. Некоторые жестовые языки, как, например, американский и британский, исследованы уже достаточно широко: существуют корпуса жестовой речи, экспериментальные лаборатории, грамматические описания и т.д. Однако исследования русского жестового языка в данный момент находятся на начальной стадии. Поэтому лингвистика русского жестового языка является одной из областей научной деятельности, разрабатываемых в Школе Лингвистики НИУ ВШЭ.
К нашим текущим проектам относится проект «Глубокая разметка жестов в Мультимедийном русском корпусе».
Мультимедийный русский корпус (МУРКО) был создан Еленой Александровной Гришиной на базе Национального корпуса русского языка в 2010 году. Основные единицы корпуса – видеофрагменты, к которым применяется несколько видов разметки: семантическая, морфологическая, орфоэпическая, метатекстовая, социологическая, а также выполняемые вручную разметка жестов и типов речевых актов. Наш проект посвящён разметке жестов, которая состоит в установлении соответствий между конкретным жестом и его конкретным значением. При жизни Е.А. Гришиной были целиком размечены жесты в 6 художественных фильмах. С 2016 года разметка жестов продолжается силами добровольцев; идёт работа над двухсерийным фильмом М. Захарова «Тот самый Мюнхгаузен» и докладом Е.А. Гришиной на конференции «Диалог-2012».
У нас проводятся семинары, направленные не только на теоретическое изучение жестовых языков, но и на практическое освоение РЖЯ:
1. НИС «Основы жестового языка» (проводится на первом курсе бакалаврской программы «Фундаментальная и прикладная лингвистика»)
2.Семинар, посвященный чтению и обсуждению актуальных статей по жестовой лингвистике (проводится под руководством Марии Кюсевой для всех желающих)
В рамках этого проекта студенты Школы лингвистики выступают с докладами, защищают курсовые и дипломные работы.
ДОКЛАДЫ студентов и сотрудников
КУРСОВЫЕ РАБОТЫ
Основы фонологии РЖЯ. Пласковицкая Антонина, 2018ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ
Семантическое поле глаголов эмоций РЖЯ в типологическом освещении. Ломакина Яна, 2015г.
Семантическое поле ментальных глаголов РЖЯ в типологическом освещении. Перова Дарья, 2015г.
МЫ СОТРУДНИЧАЕМ С:
Анной Анатольевой Комаровой и Верой Владимировной Ежовой, сотрудниками Центра образования глухих и жестового языка имени Г.Л. Зайцевой
Вадимом Игоревичем Киммельманом, сотрудником университета Амстердама
Светланой Игоревной Бурковой, доцентом Новосибирского государственного технического университета (НГТУ)
НЕКОТОРЫЕ ПУБЛИКАЦИИ
Переверзева С. И. Tense and Lax Body Parts in the Russian Deictic Gestures: The Case of Index Finger Pointing, in: Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: По материалам ежегодной международной конференции «Диалог» (Москва, 29 мая — 1 июня 2019 г.) Вып. 18(25). [б.и.], 2019. P. 1-16
Переверзева С. И. Русская жестикуляция с точки зрения школьников: опыт анализа решений одной лингвистической задачи // В кн.: Слово и жест. Материалы научной конференции, посвященной памяти Е.А. Гришиной. Тезисы докладов / Отв. ред.: С. О. Савчук. М. : Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, 2019. С. 14-14
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:
Словарь жестовых языков Spreadthesign
Словарь русского жестового языка Сурдосервер
Корпус русского жестового языка
ВИДЕО:
«Я думаю по Брайлю»: мастер-класс Александра Суворова по общению со слепоглухими
УЧЕБНЫЕ КУРСЫ по теме исследований (бакалавриат):
Introduction to Catalan Sign Language: Speaking with Your Hands and Hearing with Your Eyes
По выбору
По выбору
Научно-исследовательский семинар "Основы русского жестового языка"
По выбору