• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4

 

🧭 Как до нас добраться

 

Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734

E-mail: ling@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Ахапкина Яна Эмильевна

Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Брисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова

Глава в книге
Псевдоклефты и «вопросительные слова» в апсуанском говоре абазинского языка
В печати

Ландер Ю. А.

В кн.: Клычевские чтения - 2024. Материалы международной научной конференции: труды конференции. Карачаевск: Издательство Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева, 2024.

Препринт
Grammar in Language Models: BERT Study

Chistyakova K., Kazakova Tatiana.

Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2023. No. 115.

Студенты и сотрудники Школы лингвистики на раскопках в Великом Новгороде

С 8 по 16 августа студенты Школы лингвистики проходили практику в Великом Новгороде, где они искали берестяные грамоты

Студенты и сотрудники Школы лингвистики на раскопках в Великом Новгороде

Экспедиция в Новгород, организованная Марией Вадимовной Ермоловой и Яной Андреевной Пеньковой, состоялась в первой половине августа. В ней приняли участие не только 14 студентов Школы лингвистики, но и несколько их коллег с филологии.

Нужно сказать, что новгородская экспедиция несколько отличается от всех остальных экспедиций Школы лингвистики. В ней студенты не только добывают данные, но и много учатся: слушают лекции про древненовгородский диалект, читают граффити в старых церквях... 
Своими впечатлениями о поездке в Новгород поделились Мария Замбржицкая и Анна Феопентова.

Мария Замбржицкая:

Это была не совсем типичная экспедиция. Она была не столько полевой (когда ты живёшь как в походе и ходишь к информантам со своей анкетой), сколько научно-образовательной. Расписание предполагало совмещение теории с практикой. Вы встаёте рано утром, идёте на раскоп и работаете там совместно с археологами, копаете часов пять, ищете всякое (правда, мне кроме подошвы так ничего и не удалось найти, а жаль).

Но уже во второй половине дня вы либо ездите по церквям, либо идёте на семинар, где учитесь разбирать найденные ранее берестяные грамоты.

По церквям мы ездили вместе с замечательными преподавателями, которые объясняли нам, как искать и читать граффити. На семинарах нам сначала прочитали несколько вводных лекций о том, что такое новгородский диалект, чем он отличается от старославянского, как по одной фразе можно иногда понять, грамота ранняя или поздняя, и так далее. Семинары в основном нам вели Алексей Алексеевич Гиппиус и Дмитрий Владимирович Сичинава.
И вот в таком формате проходит вся экспедиция.

 Благодаря тому, что мы там не только работали, но и учились, периодически всё это напоминало не то летнюю школу, не то школьную экскурсию (все эти совместные поездки на автобусе до церкви...). Но это было здорово! В общем, экспедиция очень классная и вдохновляющая, позволяющая открыть новые горизонты. 

Анна Феопентова:

Утром мы шли на раскоп (если его не затопило, а затапливало его часто) и копали до обеда. Оказалось, что рассматривание грязюки на предмет находок и берестяных грамот — это очень расслабляющая процедура. А глинистая земля — хорошая маска для рук. После раскопок мы обедали и отдыхали, а затем ехали на экскурсии по церквям (с чтением в них граффити), которые обычно организовывал Алексей Алексеевич Гиппиус. После экскурсий у нас были лекции и чтение грамот с Дмитрием Владимировичем Сичинавой и А.А. Гиппиусом.

Вообще экспедиция получилась прекрасной. Единственный минус — из-за ливней не всегда получалось покопать. И, к сожалению, никому в нашей группе не посчастливилось найти берестяных грамот. Зато мы нашли многие другие интересные вещи: браслеты, скобы, подошвы...