Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Брисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Белов Н. В., Бойцов М. А., Виноградов А. Ю. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Khachaturyan M., Moroz G., Mamy P.
Linguistics. 2024.
В кн.: Клычевские чтения - 2024. Материалы международной научной конференции: труды конференции. Карачаевск: Издательство Карачаево-Черкесского государственного университета имени У.Д. Алиева, 2024.
Chistyakova K., Kazakova Tatiana.
Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2023. No. 115.
Очередной научный семинар школы лингвистики был посвящен исследованию многозначной глагольной приставки про-. Эта приставка может иметь разную семантику в разных ситуациях: например, в проспать доклад она означает совсем не то, что в продумать доклад.
Некоторые значения могут быть достаточно близкими и не всегда легко отделяются друг от друга. В результате у разных исследователей обнаруживаются разное число смыслов для про-. Академическая грамматика 1980 года выделяет 8 значений, сообщаемых действию этой приставкой:
В других исследованиях выделяют от 6 до 12 различных значений. Авторы доклада остановились на 10 — именно такое количество получается выделить, если опираться на анализ данных Национального корпуса русского языка (исследовались глаголы с приставкой про-, встречающиеся в корпусе не менее 100 раз). Для каждого из этих значений описаны его семантическая структура и соответствующие ему синтаксические конструкции. На основе сходства этих двух параметров значения объединены в три группы, особняком стоит прототипическое значение проникновения (как в проломать). Таблица представлена ниже:
Term |
Explanation of meanings |
Base verbs and prefixed verbs | ||
Prototype |
THROUGH |
Action moving through something or penetrate something |
ломать break |
проломать bore |
Group 1 |
PASS |
Action passing by something |
ехать go |
проехать goby... |
MISS |
Action missing something due to doing other things |
спать sleep |
проспать miss... due to being asleep | |
Group 2 |
DISTANCE |
Action moving through something for a certain distance |
бежать run |
пробежать run through a certain distance |
DURATION |
Action continuing during a given period |
сидеть sit |
просидеть sit for a certain time | |
EXTENSION |
Action extending something |
тянуть pull |
протянуть extend | |
Group 3 |
THOROUGH |
Action doing something thoroughly |
варить boil |
проварить boil enough |
OVERALL |
Action covering the whole of something |
смотреть look |
просмотреть look over | |
EXPEND |
Action exhausting or spending all money |
пить drink |
пропить waste money on drink | |
HARM |
Action doing harm to something |
студить cool |
простудить let catch cold |
Ясно, что все значения про- так или иначе связаны с прототипическим «проникающим». Проанализировав механизмы появления новых значений, авторы исследования смоделировали радиальную структуру семантики приставки: