Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.
Journal of Language and Education. 2024.
Фуфаева И. В., Згировская О. Г.
В кн.: Лингвистическая семантика в пространственном измерении: Словарь. Дискурс. Корпус. Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2024. Гл. 5.3.. С. 259-272.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Курс риторики нужен для того, чтобы научить студентов ясно выражать свои мысли на родном языке.
Вчерашние школьники, как правило, не очень четко представляют себе, что именно от них требуется, когда получают задание написать реферат, подготовить доклад или презентацию. Если же у них есть представление о том, как это делается, оно может не совпадать с представлением преподавателей об этих видах деятельности. Поэтому мы учим писать учебные тексты и планировать устные выступления.
Многих студентов интересуют такие вопросы: как написать хорошее резюме? Как правильно вести деловую переписку? Мы показываем, как вести коммуникацию, связанную с профессиональной деятельностью.
Ошибки в речи совершают все. Однако ответственный автор всегда старается свести количество ошибок к минимуму. Это относится как к устной речи, так и к письменной. Довольно часто мы сталкиваемся с тем, что с точки зрения орфографии и пунктуации к тексту нет никаких претензий, но автор использует такие сочетания слов, которые невозможны в русском языке. В результате автору не удается донести свою мысль до читателя. Поэтому мы учим избегать ошибок в речи.
Мы также учим выступать перед большой аудиторией – это весьма полезный навык, которым обладает далеко не каждый человек. Нужно уметь побороть смущение, быстро реагировать на реплики слушателей, располагать аудиторию к себе. И, конечно, ясно излагать свои мысли и быть убедительным. Этого можно достичь, умело используя риторические приемы и техники.
Курс риторики мы начинаем не с создания текстов, а с чтения: студенты вначале видят, как эти техники и приемы работают у других авторов, а потом начинают создавать свои собственные тексты и выступления.
В течение курса студенты выполняют множество практических заданий. Одна из самых увлекательных форм работы – это дебаты: участники получают возможность и подготовить выступление, и представить его на суд аудитории, и отреагировать на выступление оппонента, в общем – попробовать себя на разных поприщах.
Курс риторики читается для экономистов, менеджеров, политологов, социологов, журналистов и математиков.