• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4

 

🧭 Как до нас добраться

 

Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734

E-mail: ling@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Ахапкина Яна Эмильевна

Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова

Книга
Митрополиты, мудрецы, переводчики в cредневековой Европе

Белов Н. В., Бойцов М. А., Виноградов А. Ю. и др.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.

Статья
Древнеисландское rekkr ‘муж, воин’ и дифференциация синонимов в общегерманском поэтическом языке

Пименова Н. Б.

Индоевропейское языкознание и классическая филология. 2024. Т. XXVIII. № 2. С. 1974-1989.

Глава в книге
Тест на распознавание книжных заголовков для младших школьников: пилотное исследование

Урывская Д. А., Староверова В. Н., Лопухина А. А. и др.

В кн.: Наука и образование: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]: Материалы XXVI Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, посвящённой 85-летию АГГПУ им. В. М. Шукшина (Бийск, 5 апреля 2024 г.). Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2024. С. 240-244.

Препринт
Grammar in Language Models: BERT Study

Chistyakova K., Kazakova Tatiana.

Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2023. No. 115.

Школа лингвистики и Летняя линг­ви­сти­че­ская школа

После окончания летней сессии и до конца августа новостей в Школе лингвистики традиционно немного: студенты и преподаватели либо отдыхают, либо разъехались по экспедициям. Во время этого "информационного затишья" мы решили вспомнить о разных мероприятиях, традиционно связанных со Школой лингвистики. Одно из них — Летняя лингвистическая школа.

Традиционное фото по окончании Школы

Традиционное фото по окончании Школы
Елена Горелик

Летняя лингвистическая школа (ЛЛШ) — ежегодное мероприятие, которое проводит Вышка совместно с МЦНМО (Московский Центр Непрерывного Математического Образования). В течение полутора недель школьники со всей России слушают лекции и участвуют в семинарах под руководством известных учёных, а также студентов-лингвистов из Вышки, МГУ и РГГУ. Преподаватели и студенты рассказывают школьникам о разных направлениях в лингвистике, что помогает каждому участнику Школы лучше понять, какой именно аспект науки о языке ему наиболее интересен.

Иван Левин ездил в ЛЛШ как студент-ментор, а позже — как преподаватель. Он рассказал, как устроена школа изнутри, какие мероприятия там проводятся, и какие отношения складываются между учениками, студентами и преподавателями.

— Как устроен учебный процесс в ЛЛШ? 

— Школа длится обычно около 11 дней. И классический день выглядит так, что сначала проходят лекции для всех. Потом несколько семинаров на выбор. Семинары часто посвящены отдельным языкам: украинскому, китайскому, венгерскому и многим другим. Также изучают семантику, особенности различных частей речи, фонетику. В отличие от лекций, семинары складываются в определённую серию, так что тему получается обсудить подробнее. При этом семинары идут не параллельно, а последовательно, поэтому многие школьники ходят сразу на несколько таких мини-курсов.

— Все мероприятия проходят в рамках обучения?

— Есть ещё довольно много дополнительных активностей, которые не обязательные, но все равно очень популярны: занятия по решению лингвистических задач и вечерние мероприятия — обычно игры в “Что? Где? Когда?”, “Шляпу” и т.д. Экваторный день отличается от этого расписания. В течение него проходят лингвистическая олимпиада и квест.

— Учитывая, что участники ЛЛШ обычно очень талантливые школьники: они учатся в хороших школах, участвуют в олимпиадах, — не складывается ли у них ощущения, что они принадлежат к некоторой "интеллектуальной элите"? Мол, на ЛЛШ они получают знания, которые не доступны их ровесникам?

— Я никогда не обращал внимание на что-то такое. В лагере, безусловно, находятся очень умные и заинтересованные ребята, получающие удовольствие от получения новых знаний. Но насчет именно “интеллектуальной элиты” не уверен.

— Школьники, преподаватели и волонтеры живут бок о бок в течение полутора недель. Насколько они становятся близки?

— На одного студента приходится около 6 школьников, которых они курируют в течение всего мероприятия, проверяют, насколько у них все хорошо, помогают освоиться, и зачастую между ними выстраиваются очень дружеские отношения — они практически сверстники, имеют много общего. С преподавателями по-разному, есть преподаватели, которые приезжают прочитать одну лекцию и сразу уезжают. А есть те, которые остаются в Вороново на протяжении всего лагеря, устраивают мероприятия, и с большим удовольствием общаются со школьниками вне учебного времени.

— Что ЛЛШ дает школьникам?

— Во-первых, это, естественно, некоторое представление о том, что такое лингвистика, потому что в школьной программе об этом если и рассказывается, то совсем уж в двух словах. Причем здесь есть возможность узнать о ней не из каких-то старых учебников, а непосредственно от людей, которые ей занимаются, задать любые вопросы, на которые преподаватели с радостью ответят. ЛЛШ дает школьникам уникальную возможность в неформальной обстановке пообщаться с профессионалами. Во-вторых, — социализация. С людьми со схожими интересами, с людьми из разных городов. Здесь даются большие возможности для социализации, но она не навязывается. Если кому-то некомфортно и не особо интересно общаться с людьми, а их цель — взаимодействие с наукой, то без проблем. В итоге получается очень интенсивный и познавательный досуг, в котором комфортно всем. 

— А что получают студенты, приезжающие в Школу в качестве волонтеров?

— Для студентов, как и для школьников, менторство на ЛЛШ — отличная возможность расширить круг общения. Помимо этого, они также присутствуют на лекциях и семинарах, поэтому тоже получают новые знания и уникальный опыт общения с профессорами.