Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.
Куницын Г. В., Поливанова Д. К., Поливанов К. М.
Русская литература. 2025. № 1. С. 000-000.
Плунгян В. А., Рахилина Е. В.
В кн.: Состав науки: Сборник статей к юбилею Веры Исааковны Подлесской. М.: Буки Веди, 2024. С. 523-529.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Летняя лингвистическая школа (ЛЛШ) — ежегодное мероприятие, которое проводит Вышка совместно с МЦНМО (Московский Центр Непрерывного Математического Образования). В течение полутора недель школьники со всей России слушают лекции и участвуют в семинарах под руководством известных учёных, а также студентов-лингвистов из Вышки, МГУ и РГГУ. Преподаватели и студенты рассказывают школьникам о разных направлениях в лингвистике, что помогает каждому участнику Школы лучше понять, какой именно аспект науки о языке ему наиболее интересен.
Иван Левин ездил в ЛЛШ как студент-ментор, а позже — как преподаватель. Он рассказал, как устроена школа изнутри, какие мероприятия там проводятся, и какие отношения складываются между учениками, студентами и преподавателями.
— Как устроен учебный процесс в ЛЛШ?
— Школа длится обычно около 11 дней. И классический день выглядит так, что сначала проходят лекции для всех. Потом несколько семинаров на выбор. Семинары часто посвящены отдельным языкам: украинскому, китайскому, венгерскому и многим другим. Также изучают семантику, особенности различных частей речи, фонетику. В отличие от лекций, семинары складываются в определённую серию, так что тему получается обсудить подробнее. При этом семинары идут не параллельно, а последовательно, поэтому многие школьники ходят сразу на несколько таких мини-курсов.
— Все мероприятия проходят в рамках обучения?
— Есть ещё довольно много дополнительных активностей, которые не обязательные, но все равно очень популярны: занятия по решению лингвистических задач и вечерние мероприятия — обычно игры в “Что? Где? Когда?”, “Шляпу” и т.д. Экваторный день отличается от этого расписания. В течение него проходят лингвистическая олимпиада и квест.
— Учитывая, что участники ЛЛШ обычно очень талантливые школьники: они учатся в хороших школах, участвуют в олимпиадах, — не складывается ли у них ощущения, что они принадлежат к некоторой "интеллектуальной элите"? Мол, на ЛЛШ они получают знания, которые не доступны их ровесникам?
— Я никогда не обращал внимание на что-то такое. В лагере, безусловно, находятся очень умные и заинтересованные ребята, получающие удовольствие от получения новых знаний. Но насчет именно “интеллектуальной элиты” не уверен.
— Школьники, преподаватели и волонтеры живут бок о бок в течение полутора недель. Насколько они становятся близки?
— На одного студента приходится около 6 школьников, которых они курируют в течение всего мероприятия, проверяют, насколько у них все хорошо, помогают освоиться, и зачастую между ними выстраиваются очень дружеские отношения — они практически сверстники, имеют много общего. С преподавателями по-разному, есть преподаватели, которые приезжают прочитать одну лекцию и сразу уезжают. А есть те, которые остаются в Вороново на протяжении всего лагеря, устраивают мероприятия, и с большим удовольствием общаются со школьниками вне учебного времени.
— Что ЛЛШ дает школьникам?
— Во-первых, это, естественно, некоторое представление о том, что такое лингвистика, потому что в школьной программе об этом если и рассказывается, то совсем уж в двух словах. Причем здесь есть возможность узнать о ней не из каких-то старых учебников, а непосредственно от людей, которые ей занимаются, задать любые вопросы, на которые преподаватели с радостью ответят. ЛЛШ дает школьникам уникальную возможность в неформальной обстановке пообщаться с профессионалами. Во-вторых, — социализация. С людьми со схожими интересами, с людьми из разных городов. Здесь даются большие возможности для социализации, но она не навязывается. Если кому-то некомфортно и не особо интересно общаться с людьми, а их цель — взаимодействие с наукой, то без проблем. В итоге получается очень интенсивный и познавательный досуг, в котором комфортно всем.
— А что получают студенты, приезжающие в Школу в качестве волонтеров?
— Для студентов, как и для школьников, менторство на ЛЛШ — отличная возможность расширить круг общения. Помимо этого, они также присутствуют на лекциях и семинарах, поэтому тоже получают новые знания и уникальный опыт общения с профессорами.