Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Брисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Белов Н. В., Бойцов М. А., Виноградов А. Ю. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Zevakhina N., Dongarova K., Shubina D. et al.
Frontiers in Psychology. 2024.
Урывская Д. А., Староверова В. Н., Лопухина А. А. и др.
В кн.: Наука и образование: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]: Материалы XXVI Международной научно-практической конференции молодых ученых и студентов, посвящённой 85-летию АГГПУ им. В. М. Шукшина (Бийск, 5 апреля 2024 г.). Бийск: АГГПУ им. В.М. Шукшина, 2024. С. 240-244.
Chistyakova K., Kazakova Tatiana.
Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2023. No. 115.
В середине декабря в школе лингвистики состоялся цикл лекций приглашенного лектора Марии Дмитриевны Воейковой. Лекции были посвящен детской речи и усвоению языка (М.Д. Воейкова — один из крупнейших специалистов по этой теме в нашей стране) и получили множество положительных отзывов от слушателей. Мы узнали у студентки 3 курса бакалавриата, стажера-исследователя Лаборатории языков Кавказа Марии Цфасман, чем ей запомнился этот небольшой курс.
Расскажи, пожалуйста, о чем были лекции? Знаю, что это было связано с детской речью.
Мария Дмитриевна рассказывала нам об аспектах развития речи у детей (об усвоении первого языка). Это целый раздел лингвистики, которому уделяют внимание лингвисты почти всех направлений, потому что во многом это похоже на такой «ключ» к пониманию структуры языка. Мария Дмитриевна нам рассказывала о разных подходах к каждой проблеме, не занимая определенной позиции, что я очень ценю в лекторах вообще.
И как общее впечатление, тебе понравилось?
Уже после первой лекции я почувствовала себя первокурсником, перед которым только-только приоткрываются двери потрясающего мира лингвистики. И при этом не было ощущения, что нам рассказывают о каком-то взгляде из одного направления. Как-то у Марии Дмириевны получилось вложить в эти шесть лекций столько нового и интересного, что хочется бежать и читать всевозможную лингвистическую литературу — по этой теме и не только!
Какие моменты были особенно интересными, были ли неожиданные личные открытия, какие-то крайне любопытные мелкие детали?
Очень интересно, что некоторые открытия в развитии у детей можно использовать как метафору к усвоению любого знания даже взрослым человеком. Например, есть основания полагать, что пассивной лексики на ранней стадии развития языка больше, чем активной, Д. Слобин на эту тему говорит, что в голове у ребенка есть своеобразный «зал ожидания», в котором задерживаются явления и слова, которым еще не пора усвоиться.
А еще там же есть двусистемная теория, по которой, ребенок сначала запоминает «замороженные» формы, в том числе и исключения типа неправильной формы «went» в английском, а потом внезапно начинает говорить «goed», и уже пройдя эту стадию и усвоив регулярные правила, он снова использует исключения типа «went». Получается такая «парабола» усвоения. И мне кажется, это верно про любое знание, сначала мы бездумно повторяем термин, а потом потихоньку начинаем понимать сам концепт.
Насколько актуально все это для твоих собственных исследований? Может, вдохновило на что-то новое или заставило переосмыслить старое?
Это так интересно, как в голове у ребенка строится такая сложная система, и всего за несколько лет! Вообще я очень люблю лингвистику жестовых языков и уже вторую курсовую пишу в этой области, и теперь мне очень хочется совместить эти темы. Вообще усвоение жестовых языков как первых исследовалось для многих ЖЯ, и теперь мне очень хочется написать что-нибудь такое про усвоение русского жестового языка.