Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.
Труды института русского языка им. В.В. Виноградова. 2024. № 4 (42). С. 102-118.
В кн.: Будь в курсе цифровых гуманитарных исследований. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2024. С. 164-181.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
«Посланники науки» — это образовательный проект, в рамках которого студенты ВШЭ, пройдя дополнительную подготовку, проводят занятия со школьниками на темы, связанные со своими научными интересами. Проект существует с 2010 года и традиционно привлекает самых сильных студентов. Заявки на участие на этот раз принимались до середины ноября 2015 года, были отобраны 25 человек, после чего будущие «посланники» прошли курс обучения преподавательскому мастерству. В итоге к работе со школьниками приступили 16 студентов.
Идея проекта принадлежит старшему преподавателю Школы лингвистики ВШЭ Анне Левинзон.
«Однажды я просматривала список курсов Кембриджского университета, обучающих публичной речи, — вспоминает она, — и наткнулась на программу «Rising stars», в рамках которой студенты рассказывают о своих научных исследованиях ученикам школ. Коллеги из Великобритании любезно пригласили нас приехать и подробно рассказали о своих методах и целях. После этого при поддержке Дирекции по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися мы решили начать такой же проект в Вышке».
Основные условия участия в проекте для студентов — академические успехи и желание доступно рассказывать о науке, разрушая сложившийся стереотип ученого как жителя «башни из слоновой кости». Для участия неважен опыт публичных выступлений — любого студента Вышки можно научить быть хорошим оратором. «После трех месяцев семинаров, встреч с психологами и, главное, работы в группе все студенты, даже самые застенчивые, умеют заинтересовать публику своей темой, — говорит Анна Левинзон. — Мы не предполагаем, что наша аудитория должна непременно состоять из школьников, заранее увлеченных наукой. В отличие от многих просветительских проектов, где слушатели специально приходят на лекцию, мы сами идем в школы, то есть готовы выстроить общение и с прилежными учениками, и с такими, кому сложно усидеть на месте».
К сегодняшнему дню кембриджский проект «Rising stars» успел благополучно умереть, а проект «Посланники науки» в Вышке процветает.
Занятия в школах проводились в двух форматах. Первый формат — массовый, под названием День науки с Высшей школой экономики, когда в школе высаживается десант «посланников», то есть все или почти все участники проекта этого года. В апреле Дни науки прошли в четырех московских школах — Московском кадетском корпусе «Пансион воспитанниц Минобороны России» (школа закрытого типа для девочек), гимназии № 1529 имени А. С. Грибоедова, школе № 554 и школе № 1231 им. В.Д. Поленова. Второй формат — индивидуальный, когда отдельные студенты или группы по несколько человек приезжают в школу по договоренности с ее администрацией.
Например, День науки в школе № 554 продолжался с 10 до 14 часов. Сначала всем детям в актовом зале рассказали о Высшей школе экономики, а затем в течение трех школьных уроков по 45 минут студенты проводили занятия в аудиториях. В общей сложности за это время состоялось 27 занятий для школьников 8-11-х классов. Темы занятий объявлялись детям заранее, так что каждый мог выбрать то, что особенно интересно. Спектр тем, разумеется, выходил за рамки школьной программы — в их числе «Введение в нейроэкономику: как мозг принимает решения», «Монополия: всегда плохо?», «Как математика спасает жизни людей», «Как понять потребителя», «Что мы знаем о востоке», «Мифы о миграции» и другие.
По словам директора по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ Тамары Протасевич, на май этого года портфель заявок на выступления «посланников» уже полон. Студенты Вышки приглашены в школу № 2095 «Покровский квартал», лицей № 1799, гимназию № 1748 «Вертикаль», Московскую международную школу № 1498 и другие образовательные организации Москвы.
В следующем учебном году проект «Посланники науки» будет продолжен, студенты планируют в нем участвовать в том же составе.
Суть проекта «Посланники науки» — в разрушении мифа о том, что наукой заниматься скучно и это дело только пожилых профессоров. Очень важно привить школьникам интерес к науке, убедить их, что заниматься ей увлекательно, что каждый может найти себе область, которая будет вдохновлять его на открытия.
Перед тем, как пойти в школы, мы три месяца готовились. Нас учили, как строить речь, как правильно готовить презентацию, какие приемы использовать для привлечения внимания слушателей, как лучше раскрыть тему, чтобы школьникам было понятно и интересно. Эти занятия помогли мне преодолеть страх публичного выступления и стать увереннее в себе. Вообще я неравнодушен к преподаванию, это мой первый публичный опыт.
Тему выступления — «Как Google вычислил ваш любимый фильм?» — мне было выбрать несложно. Я рассказывал о машинном обучении, о том, какие задачи оно решает, какие есть применения методов машинного обучения в IT и других областях. Мне нравится эта область, я хочу в будущем связать свою карьеру с машинным обучением. Сейчас это очень молодая наука, в ней много интересных практических задач.
Из всех школ, где я проводил занятия, больше всего мне понравилось в Пансионе воспитанниц Минобороны — девушки искренне заинтересовались моей темой и по окончании занятия задавали много вопросов. Одна девушка спросила, в какой вуз лучше поступить, чтобы заняться этой темой.
Меня заинтересовал проект «Посланники науки», потому что мне всегда хотелось попробовать свои силы в работе со школьниками. С одной стороны, это возможность приоткрыть детям дверь в науку и, может быть, даже помочь определиться с выбором профессии. С другой стороны — это саморазвитие по принципу «обучая других, учишься сам», потому что учишься без волнения выступать перед незнакомой аудиторией и объяснять сложные вещи простыми словами.
Я провела четыре урока в очень разных московских школах. Моя лекция называлась «Магазин на четвертом этаже: рассказы о социолингвистике». На самом первом уроке я столкнулась с отсутствием какой-либо реакции со стороны детей, и мне было непонятно, что им понравилось и что они поняли, а что — нет. Мы это обсудили с другими «посланниками» и с Анной Иосифовной, и они посоветовали, как можно улучшить лекцию. На других уроках школьники были активнее. В одном классе завязалась очень интересная дискуссия, и когда уже заканчивался урок, я спросила, началась ли перемена, ребята ответили: «Неважно, еще есть время!»
После уроков иногда задавали вопросы — например, переспрашивали название какого-то языка, который я упомянула, спрашивали, где можно найти олимпиадные задачи по лингвистике. Один мальчик до урока спросил, почему я выбрала лингвистику, чем я вообще занимаюсь и что нам преподают. Он очень удивился, когда услышал, что мы изучаем фонетику или, например, морфологию целый семестр: ведь в школе все это проходят довольно быстро или вообще не проходят (понятно же, где у слова корень, где приставка, чего тут полгода рассказывать-то?). Проект «Посланники науки» как раз дает возможность рассказать о своей специальности и о современной науке. Надеюсь, дети узнали из наших лекций много нового и интересного.
У меня есть очень четкая позиция по вопросу взаимодействия общества и научного сообщества: мы не имеем права страдать снобизмом и считать свое знание привилегией. В нашей стране мало ученых, которые готовы идти навстречу людям. Я верю, что это можно изменить, поэтому буду пользоваться любой возможностью, чтобы показать всю открытость науки, чтобы заинтересовать ребят знаниями и стремлением к ним, чтобы показать, как круто быть ученым. Конечно, мне самому еще надо пройти очень длинную и тернистую дорогу, но стараниями и трудом можно добиться очень многого.
Тема моих занятий — эпоха Никиты Хрущева. Подготовиться мне помогали и Анна Иосифовна Левинзон, мои родители, друзья-однокурсники, презентацию мы делали вместе с Ниязом Галявиевым — он тоже студент-историк. Было круто: собираться по вечерам в общежитии и творить.
В школах, где я побывал, где-то было сложнее привлечь внимание аудитории, где-то легче. Презентации я делал в расчете на старшие классы, но ко мне пришли и 14-летние дети, а им рассказывать по внутрипартийную борьбу в СССР не очень просто. Но были моменты, когда я видел: дети слушают, затаив дыхание, чувствовал, что мне удалось вызвать интерес у каждого, вся аудитория смотрела на меня, и это необычайный момент. После лекции мне задавали самые разные вопросы: как сдать ЕГЭ, о профессии историка, о Вышке и, конечно, по теме занятия.
Если в будущем мне выпадет возможность стать преподавателем, я, наверное, соглашусь.
Проект «Посланники науки» для моих учеников очень полезен. Нельзя ограничиваться школьной программой, и это хорошая возможность открыть новые горизонты. Студенты — молодые ученые — проводили занятия на темы, которые не вписываются в формат обычного школьного урока. Понятно, что в школьной программе не изучают социологию мафии (это тема одного из занятий), да и самой социологии как отдельного предмета тоже нет. В перечне тем, которые Высшая школа экономики предложила в рамках Дня науки в нашей гимназии, каждый ученик мог найти то, что ему интересно.
Ученики нашей гимназии ориентированы на поступление в ведущие вузы, в том числе ВШЭ, особенно их интересуют образовательные программы по экономике. Так что День науки — это возможность познакомиться со студентами, задать вопросы не только по теме занятия, но и о системе обучения, особенностях поступления в Вышку. В программе гимназии для старшеклассников есть обязательный индивидуальный проект, и всегда сложно выбрать интересную тему, которую можно было бы раскрыть с научной точки зрения. «Посланники науки» предложили немало таких тем, и, надеюсь, в будущем они найдут время, чтобы дать нашим детям дополнительные консультации.
Идея провести День науки в нашей школе принадлежит нашему учителю мировой художественной культуры Екатерине Шмелевой — выпускнице ВШЭ, участнице проекта «Учитель для России». Мы пригласили учеников с 8 по 10 класс (для них это особенно важно, потому что 11-классники уже определились с будущим направлением подготовки и перечнем приоритетных для поступления вузов), они выбрали интересные для них темы занятий. И школа была полна студентов Вышки — в коридорах и аудиториях замечательная атмосфера.
В проекте «Посланники науки» для нас важна возможность неформального общения детей со студентами Вышки — для них это не только дополнительные знания по выбранным темам, но и профориентация, возможность выбора вуза, участие в дискуссии с незнакомыми людьми, разница в возрасте с которыми совсем невелика. И, конечно, это хороший шанс из первых рук узнать, что такое ВШЭ, стимул стремиться к высоким результатам, благодаря которым некоторые из наших выпускников, надеюсь, станут студентами этого университета. Это высокая планка, но кто не ставит таких целей, никогда их не достигает.
Наша школа заинтересована в сотрудничестве с Высшей школой экономики — мы получили статус школы-партнера, участвуем в работе Университетско-школьного кластера, взаимодействуем с разными подразделениями ВШЭ по разным направлениям. Школа сейчас в активной фазе развития, в прошлом году мы открыли профильные 10-е классы, в этом году — предпрофильные 8-е, причем ученики с 8 по 11 класс у нас учатся в отдельном здании. Вышка для нас — это локомотив, который поможет в дальнейшем развитии.
Я учусь в классе естественно-научного профиля, собираюсь поступать в медицинский вуз, поэтому выбрала лекцию, посвященную человеческому мышлению. В названии меня привлекло слово «нейроэкономика», которое я услышала впервые. Оказалось, что нейроэкономика — это симбиоз традиционной экономики и нейробиологии, она изучает, как человек принимает решения, связанные с деньгами или чем-то подобным. В нейроэкономике науки моего профиля переплетаются с науками об обществе, с экономикой и финансами.
Мне понравилось, что студенты Вышки проводили занятия неформально — это были не просто лекции, а диалоги. И еще они очень доступно объясняли, зачем нам нужна эта информация, как ее можно использовать в повседневной жизни.
Одна из лекций, которую я посетила, была посвящена истории, конкретнее — древним руинам. Студент из Высшей школы экономики не пересказывал заученный текст, а приводил примеры из жизни. Говорил по-гречески и тут же переводил — было очень интересно. Мы узнали, как определить, к какому веку принадлежит тот или иной шрифт. Обстановка на уроке была очень расслабленная — как будто мы с ним друзья. Но, я уверена, он тоже волновался — ведь не так часто студенты что-то рассказывают аудитории школьников. Он много шутил, было весело, и, наверное, ему это помогало снять напряжение.
Мне очень нравится история — так интересно узнавать прошлое, узнавать, как появились те или иные вещи, которые нас окружают. Но какую профессию выбрать — пока не решила; может быть, стану журналистом. А высшее образование хочу получить в Высшей школе экономики.
Я случайно попала на лекцию по физике, хотя, откровенно говоря, этот предмет не люблю. Но девушка, которая вела занятие, так интересно преподносила материал, что некоторые моменты мне запомнились. Говорили про механику, гравитацию, температуры, жидкий азот.
А потом я пошла на лекцию по истории. Это предмет сложный и в какой-то степени скучный, но интересный, если его правильно преподавать. И молодой человек, который к нам пришел, так преподнес материал, что мне действительно стало интересно. Показывал летописи, грамоты в презентации, рассказывал про Древний Рим, Древнюю Грецию. Он сказал, что историю нужно знать для того, чтобы учиться на ошибках, и я с ним согласна. Очень продуктивная была лекция.
Одна из лекций, на которых я был, была посвящена машинному обучению и роли компьютеров. Мы еще больше осознали значение компьютера — человек не может выполнять 24 часа в сутки рутинную работу и физически, и психологически, он тогда просто с ума сойдет, а компьютер продуктивен, может решить многие задачи быстрее, причем не только рутинные, но и некоторые творческие.
Если у нас будет еще возможность прийти на лекции студентов ВШЭ, я бы хотел послушать о каких-нибудь великих людях и их свершениях, узнать об альтернативных взглядах на исторические, политические, культурные события. Мне понравилось, что студенты опираются на разные точки зрения, что они молодые, близки нам по возрасту.
Старший преподаватель Школы лингвистики
Директор по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися