Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.
Фитискина А. А., Фитискин А. А.
Vox Medii Aevi. 2025. Т. X. № X. С. XXX-XXX.
Anna Leonteva, Toldova S., Fedorov D. et al.
In bk.: Teaching Russian Through STEM: Contexts, Tools, and Approaches. Vol. 1st Edition. L.: Taylor & Francis, 2024.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Когда на первом занятии по РКИ нам между прочим сказали о возможности преподавать русский язык в Ницце, я и не думала, что слова перерастут в дело. Однако весной университет Ниццы – София Антиполис действительно пригласил студентов Школы лингвистики принять участие в своей летней школе, а я соответствовала критериям отбора: имела высокую оценку по РКИ и знала французский язык. Мне повезло, меня выбрали, и весь июль я преподавала русский язык на интенсивных курсах. Кроме того, мне оплатили визу, билеты, общежитие, а также мне полагалось 15 евро в сутки.
В летней школе преподавали три языка: французский, английский и русский. Разумеется, изучать русский язык народу пришло меньше всего - 16 человек. Их поделили на две группы: в одной никто не знал русский вообще, а в другой на нем говорили хоть как-то. В продолжающую группу попали люди с разным уровнем владения языком, и из-за этого преподавать там было нелегко.
Занимались по 4 часа в день, всего 15 занятий. На курсе были самые разные люди: с медицинским, техническим или филологическим образованием, студенты и те, кто в университете давно отучился. Забавно, что я была младше всех своих студентов, а самой старшей была дама 67-ми лет, которая ради летней школы приехала на Лазурный Берег из Парижа. Кстати, причин, по которым мои студенты начали учить русский язык, было всего две: интерес к русской культуре и/или интерес к продаже русским туристам всяческих сувениров.
Так как на тот момент у меня не было опыта преподавания, вести группу одной мне не дали, и я работала в паре с местной преподавательницей: каждая вела у обеих групп по два часа в день. Поскольку занятия были каждый день, готовиться к ним тоже надо было каждый день. До летней школы я даже не подозревала, насколько тяжело преподавать язык на интенсивных курсах! Очень хотелось, чтобы уроки шли интересно и живо, но достичь этого было нелегко. Возвращаясь с занятия, я сразу начинала продумывать следующее, а времени на это никогда не было достаточно. К тому же, учебник выбрали не очень удачно, поэтому все материалы приходилось набирать из разных источников, поиск которых отнимал много сил. Конечно, мне помогала местная преподавательница Ирина, но все равно было тяжело. Я и не думала, что придется столько работать!
Хотя бóльшая часть моего свободного времени уходила на подготовку к занятиям, мне удалось немного попутешествовать: я была в Антибах, где в то время проходил джазовый фестиваль, и в Монако. Впечатления от Монако у меня остались скорее негативные: кажется, что в этом городе на одного гражданского приходится минимум один недружелюбный полицейский, а еще там жарко и дорого. А вот фестиваль в Антибах и сам город очень ничего. Сама Ницца немножко похожа на Анапу, только во Франции: очень жарко и очень много туристов. А еще иногда казалось, что ты никуда и не уезжал – настолько там много русских.
Так как во Франции я до этого была много раз, ничего существенно нового о жизни французов я для себя не открыла, но зато поняла, как же хорошо у нас в Высшей Школе Экономики отлажена система студент-преподаватель-секретариат.
Тем не менее, у меня остались приятные впечатления от этой поездки. Я рада, что получила опыт преподавания РКИ уже сейчас, до окончания университета. Студенты в обеих группах подобрались очень хорошие, и в целом я осталась довольна своими занятиями. Хотя, представься мне возможность проводить такие занятия еще раз, я бы многое сделала по-другому. Например, использовала бы другие видео- и аудио- материалы, уделяла бы больше внимания грамматике. Студенты остались довольны и даже спрашивали, буду ли я преподавать в летней школе в следующем году. А я и не против!