• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4

 

🧭 Как до нас добраться

 

Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734

E-mail: ling@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Ахапкина Яна Эмильевна

Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова

Книга
Proceedings of the 3rd Workshop on NLP Applications to Field Linguistics (Field Matters 2024)

Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.

Глава в книге
Mathematicon: A corpus-based platform for teachers and students of RFL
В печати

Anna Leonteva, Toldova S., Fedorov D. et al.

In bk.: Teaching Russian Through STEM: Contexts, Tools, and Approaches. Vol. 1st Edition. L.: Taylor & Francis, 2024.

Препринт
Exploring the Effectiveness of Methods for Persona Extraction
В печати

Konstantin Zaitsev.

arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024

Студентка 3-го курса Зося Иванова преподавала русский язык на летней школе в Ницце

Студентка 3-го курса Зося Иванова преподавала русский язык на летней школе в Ницце

Когда на первом занятии по РКИ нам между прочим сказали о возможности преподавать русский язык в Ницце, я и не думала, что слова перерастут в дело. Однако весной университет Ниццы – София Антиполис  действительно пригласил студентов Школы лингвистики принять участие в своей летней школе, а я соответствовала критериям отбора: имела высокую оценку по РКИ и знала французский язык. Мне повезло, меня выбрали, и весь июль я преподавала русский язык на интенсивных курсах. Кроме того, мне оплатили визу, билеты, общежитие, а также мне полагалось 15 евро в сутки.

 В летней школе преподавали три языка: французский, английский и русский. Разумеется, изучать русский язык народу пришло меньше всего - 16 человек. Их поделили на две группы: в одной никто не знал русский вообще, а в другой на нем говорили хоть как-то. В продолжающую группу попали люди с разным уровнем владения языком, и из-за этого преподавать там было нелегко.

 Занимались по 4 часа в день, всего 15 занятий. На курсе были самые разные люди: с медицинским, техническим или филологическим образованием, студенты и те, кто в университете давно отучился. Забавно, что я была младше всех своих студентов, а самой старшей была дама 67-ми лет, которая ради летней школы приехала на Лазурный Берег из Парижа. Кстати, причин, по которым мои студенты начали учить русский язык, было всего две: интерес к русской культуре и/или интерес к продаже русским туристам всяческих сувениров. 

 Так как на тот момент у меня не было опыта преподавания, вести группу одной мне не дали, и я работала в паре с местной преподавательницей: каждая вела у обеих групп по два часа в день. Поскольку занятия были каждый день, готовиться к ним тоже надо было каждый день. До летней школы я даже не подозревала, насколько тяжело преподавать язык на интенсивных курсах! Очень хотелось, чтобы уроки шли интересно и живо, но достичь этого было нелегко. Возвращаясь с занятия, я сразу начинала продумывать следующее, а времени на это никогда не было достаточно. К тому же, учебник выбрали не очень удачно, поэтому все материалы приходилось набирать из разных источников, поиск которых отнимал много сил. Конечно, мне помогала местная преподавательница Ирина, но все равно было тяжело. Я и не думала, что придется столько работать!

 Хотя бóльшая часть моего свободного времени уходила на подготовку к занятиям, мне удалось немного попутешествовать: я была в Антибах, где в то время проходил джазовый фестиваль, и в Монако. Впечатления от Монако у меня остались скорее негативные: кажется, что в этом городе на одного гражданского приходится минимум один недружелюбный полицейский, а еще там жарко и дорого. А вот фестиваль в Антибах и сам город очень ничего. Сама Ницца немножко похожа на Анапу, только во Франции: очень жарко и очень много туристов. А еще иногда казалось, что ты никуда и не уезжал – настолько там много русских. 

 Так как во Франции я до этого была много раз, ничего существенно нового о жизни французов я для себя не открыла, но зато поняла, как же хорошо у нас в Высшей Школе Экономики отлажена система студент-преподаватель-секретариат.

 Тем не менее, у меня остались приятные впечатления от этой поездки. Я рада, что получила опыт преподавания РКИ уже сейчас, до окончания университета. Студенты в обеих группах подобрались очень хорошие, и в целом я осталась довольна своими занятиями. Хотя, представься мне возможность проводить такие занятия еще раз, я бы многое сделала по-другому. Например, использовала бы другие видео- и аудио- материалы, уделяла бы больше внимания грамматике. Студенты остались довольны и даже спрашивали, буду ли я преподавать в летней школе в следующем году. А я и не против!