Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.
Колмогорова А. В., Куликова Е. Р.
Русин. 2025.
Kazakova T., Vinyar A., Бакланов А. Е. et al.
In bk.: Первый Евразийский конгресс лингвистов. Москва, 9–13 декабря 2024: Тезисы докладов. M.: 2025.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Свой совет дал Игорь В., студент 2-го курса:
Поступая на программу «Цифровые методы в гуманитарных науках», я хотел добавить в свой исследовательский арсенал количественные методы и программирование — чтобы анализировать данные и находить неочевидные закономерности. Опыта в коде у меня не было, но помогли навыки академической работы: умение структурировать информацию и критически мыслить. При поступлении не требовали готовых технических знаний — важнее было показать мотивацию и понимание, зачем тебе этот инструментарий. Сложнее всего было на старте: осваивать Python и R с нуля было непросто. Но уже через пару месяцев я проникся этим и это полностью изменило мой подход к исследованиям. Совет будущим абитуриентам: не бойтесь пробовать, даже если кажется, что «это не ваше»: программа как раз для тех, кто хочет выйти за рамки привычных дисциплин.
Мнением поделился Глеб Л., студент 2-го курса:
Магистерская программа «Цифровые методы в гуманитарных науках» открыла для меня новый взгляд на междисциплинарные исследования. Хотя у меня и был небольшой бэкграунд в программировании, при поступлении это не являлось обязательным требование: гораздо важнее оказались аналитическое мышление и готовность осваивать новые технологии и инструменты. Возможно, данная программа вряд ли будет актуальна для абитуриентов, которые хотят заниматься исключительно «чистой» разработкой (это вам на ФКН), но идеально подойдёт филологам, историкам, искусствоведам — всем, кто хочет дополнить классические методы исследования цифровыми инструментами.
Будущим абитуриентам могу посоветовать заранее начать знакомиться с DH-проектами, прокачать английский, если вы ещё этого не сделали (поверьте, он вам понадобится) и немного заботать программирование. Главное, не бойтесь пробовать — здесь ценят не столько готовые навыки, сколько желание учиться и инициативу. Ваш главный ресурс — любопытство и упорство: именно они превратят даже сложные задания в увлекательные кейсы.
Вчерашние или сегодняшние бакалавры-гуманитарии обычно с особенным трепетом относятся к изучению программирования. Такие компетенции, безусловно, являются важной частью цифрового гуманитарного образования, но для поступления на программу они не требуются, и слова наших студентов это подтверждают. Писать код вас научат уже на месте, а на вступительных испытаниях важнее ваша мотивированность и накопленные академические достижения.
Главное — не бояться постигать новое!