Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Kazakova T., Vinyar A., Бакланов А. Е. et al.
In bk.: Первый Евразийский конгресс лингвистов. Москва, 9–13 декабря 2024: Тезисы докладов. M.: 2025.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
(А. Б. Летучий)
Нередко в сложных предложениях глагол в одной клаузе требует определённой конструкции или формы глагола в другой клаузе. Например, глаголхотеть управляет инфинитивом (Я хочу есть) или конструкцией сочтобы(Я хочу, чтобы мы встретились).
Однако влияние глагола или формы глагола в одной клаузе на форму глагола в другой не исчерпываются случаями грамматического управления. Например, есть случаи, когда форма главного глагола (например, начать ) повторяется на зависимом глаголе ( Начни с того, что позвони Петрову ). Такие случаи не описаны в стандартных грамматических описаниях русского языка.
Кроме того, влияние одной клаузы на другую может быть статистическим. Например, глагол бояться без отрицания чаще всего управляет инфинитивом, реже - именной группой в генитиве и ещё реже - союзом что . При отрицании ( не боится ) самым распространённым способом становится именная группа.
Цель проекта - проследить случаи влияния одной клаузы на другую в русском языке и в типологической перспективе.
Проект поддержан индивидуальным грантом Научного фонда НИУ ВШЭ 15-01-0150.