• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4

 

🧭 Как до нас добраться

 

Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734

E-mail: ling@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Ахапкина Яна Эмильевна

Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Брисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова

Статья
Two challenges for existentialist approaches to strict negative concord

Rudnev P.

TABU: Bulletin voor Taalwetenschap, Нидерланды. 2024. P. 312-328.

Глава в книге
Languages examined or referred to in the present book

Creissels D., Zúñiga F., Moroz G.

In bk.: Applicative Constructions in the World's Languages. Berlin: De Gruyter Mouton, 2024. P. 61-73.

Препринт
Grammar in Language Models: BERT Study

Chistyakova K., Kazakova Tatiana.

Linguistics. WP BRP. НИУ ВШЭ, 2023. No. 115.

Вариативность твердых / мягких согласных перед Е в русской литературной речи

Заимствованные слова в русском языке обнаруживают необычное свойство: в них может произноситься твердый согласный перед гласным на месте Е, что для исконных русских слов нетипично. Некоторые из этих слов со временем осваиваются, приобретая мягкость, некоторые сохраняют твердое произношение. Различается и поведение согласных: одни дольше сохраняют твердость, для других она нехарактерна. Есть признаки того, что сегодня тенденции освоения заимствований с сочетанием согласный + Е меняются: в позициях, которые раньше не допускали твердого произношения, оно становится возможным (фейсбук); молодое поколение чаще предпочитает твердый вариант, чем старшее.

Вот некоторые вопросы, которые требуют исследования: какова общая динамика вариативности - есть ли тенденция к освоению слов с этими сочетаниями? различается ли динамика для разных типов сочетаний? с какими факторами связано различие в поведении отдельных слов? играют ли роль факторы частотности слова, времени его появления в языке? чем отличается речевое поведение разных поколений? Все это важно для понимания механизмов языковых изменений. Эмпирические данные, которые помогут получить ответы на эти вопросы, могут быть собраны лишь в результате экспериментальных социолингвистических опросов, поскольку устных корпусов достаточного объема пока не существует.

Участники проекта

Добрушина Н.Р., Князев С.В., Стаферова Д.

В сборе данных для проекта активно участвуют студенты в рамках курса "Языковое разнообразие. Социолингвистика" (2 курс бакалавриата) и написания курсовых работ

Публикации и доклады по теме проекта

А.С. Ершова, Т.C. Гаврилова, Т.А. Шалганова, А.С. Мартынова, П.Н. Казакова, Е.А. Сударикова, А.А. Василисина. Исследование вариативности [н] и [н'] в словах брюнет, кларнет, фанера, сканер.Ступени: сборник статей молодых ученых. 2015, в печати

Д. А. Стаферова. Социолингвистическое исследование произношения [т] или [т’] перед гласным на месте ев заимствованных словах. Русский язык в научном освещении. №28, 2014. С. 104-125.

Курсовые работы и дипломы

Е. Пискунова (2 курс, 2014-2015). Динамика освоения твердых согласных перед Е на материале заимствований разного времени