Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.
Фитискина А. А., Фитискин А. А.
Vox Medii Aevi. 2025. Т. X. № X. С. XXX-XXX.
Anna Leonteva, Toldova S., Fedorov D. et al.
In bk.: Teaching Russian Through STEM: Contexts, Tools, and Approaches. Vol. 1st Edition. L.: Taylor & Francis, 2024.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
Наша компания из пяти студентов отделения Фундаментальной и прикладной лингвистики (Ася Гутова, Даня Грачев, Даша Барыльникова, Лиля Лукьянова и Шухрат Ханнанов) открыла сезон обменов с университетом города Тромсё (Universitet i Tromsø), на севере Норвегии. Университет известен, прежде всего, своим расположением: город-остров за полярным кругом, окруженный горами и сетью островов разного размера и населенности.
Мы оказались там в первом семестре (с января по июнь), самое благоприятное время, когда можно увидеть северное сияние, ощутить настоящую полярную ночь, когда световой день длится не более шести часов и можно полюбоваться восхитительными снежными пейзажами. Конечно, приехали мы не за красотой природы (хотя она во многом повлияла на наше самочувствие), но и чтобы поучиться.
Каждый из нас составлял собственную программу курсов, которая старалась максимально охватить наши научные интересы (кто-то занимался английскими диалектами, кто-то освоением языка, а кто-то структурой художественного текста). Но в основном наше обучение проходило под руководством известных лингвистов Лоры Янды, Туре Нессета и Светланы Соколовой, которые как будто заново открыли для нас мир лингвистики. Их курсы позволили нам взглянуть на устройство русского языка со стороны (в прямом и переносном смысле). Являясь носителями, мы зачастую не отдаем себе отчета при выборе слов и конструкций, но как только мы покидаем привычную для нас среду распространения языка, то становимся очень чувствительными ко множеству до этого незаметных явлений. Например, один из наших семинаров прошел в споре «Может ли облако “плыть” по небу?».
Кроме того, мы получили бесценный опыт статистического анализа языковых данных. Дело в том, что многие исследования в области лингвистики требуют не только утверждений типа «так бывает», но еще необходимости сообщить, насколько достоверные и, более того, значимые данные были использованы. В этом помог курс «Quantitative Methods in Linguistics», где нам рассказывали, каким образом можно добиться объективной оценки результатов и какие тесты применять по отношению к разным типам данных.
Мы провели в Норвегии полгода. За это время у нас появились новые друзья, новые взгляды, новые идеи. Это был незабываемый опыт, который помог определиться в планах на будущее и сфере интересов. Благодаря нашим Вышкинским преподавателям, которые научили нас учиться, эта стажировка оказалась очень хорошей проверкой наших знаний. Такой проверкой, которая стимулирует идти дальше.
Даша Барыльникова,
набор 2011 года