Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.
Вестник Российской академии наук. 2024. Т. 94. № 9. С. 787-794.
Pozdnyakov V., Makarov I., Maksim Kazadaev.
In bk.: Proceedings of the IEEE/IAFE Computational Intelligence for Financial Engineering (CIFEr-24). IEEE, 2024. P. 1-7.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
17 октября состоялось третье в 2014/2015 учебном году заседание научного семинара направления «Фундаментальная и компьютерная лингвистика». На семинаре выступили Е.В. Рахилина и В.А. Круглякова с докладом «Метафоры вращения: новый взгляд». Проект группы LexT под руководством Екатерины Владимировны Рахилиной по изучению глаголов движения по кругу ставит перед собой цели построить типологически релевантную систему параметров, которая противопоставляет разные типы вращения в языках мира, визуализировать их с помощью лексико-семантических карт и систематизировать переносные значения в этом семантическом поле.
Исследование на типологической выборке из 15 языков позволило выделить ряд стандартных ситуаций (фреймов), которые могут описывать глаголы вращения в прямом значении. Эти фреймы образуют три группы: вращение вокруг внутренней оси (кружение на месте фигуриста, вращение турбины, флюгера); вращение вокруг внешней оси (кружение ястреба над добычей, лодки вокруг острова) и качение. Особняком стоит еще несколько стандартных ситуаций: это вихревое движение (торнадо, листья на ветру, комары), имеющее особую траекторию, поворот (однократное движение, причем ось может быть как внешней, так и внутренней). Эти фреймы образуют некоторый универсальный набор, из которого языки выбирают те ситуации, которые в них получают лексическое выражение. В ходе концептуализации происходит совмещение фреймов внутри одной лексемы. Если совмещается большое количество фреймов, получается доминантная система вращения, с одним центральным глаголом и рядом узкоспециальных на периферии (таковы системы испанского, калмыцкого, агульского языков).
В докладе представлены семантические карты для нескольких языков, отражающие распределение базовых фреймов между глаголами. Изучение метафор важно в типологическом исследовании, поскольку они помогают понять, как классифицируются прямые значения; кроме того, когнитивно противопоставленные группы фреймов образуют разные типы метафор. Так, вращение вокруг внутренней оси дает метафору ‘активно функционировать, делать много вещей одновременно’ (серб. vrteti se); при этом происходит «выветривание значения»: идея собственно вращения становится менее важной.
Вращение вокруг внешней оси образует сразу несколько метафорических сдвигов: 1) преследование цели (‘ папарацци вокруг знаменитости’; 2) приблизительная оценка (‘ценой около 10 долларов’; 3) уклонение от контакта; 4) последовательный контакт с группой объектов по отдельности (‘автобус объезжает школы’=делает круг). Вихревое движение со множественным траектором образует сдвиг, в результате которого траектор становится наблюдателем (тат. urarga ‘окутан печалью’). Глаголы со значением единичного оборота дают метафору со сменой конструкции - ‘превратиться во что-либо’. Любопытно, что механизм перехода бывает достаточно сложным: метафора ‘избегание’ образуется с участием импликатуры контролируемости движения. В большинстве случаев идея вращения при метафоризации стирается, однако сохраняются некоторые «семантические следы»: идея ориентира, постоянная дистанция между ориентиром и траектором, итеративность.
Мария Шапиро,
аспирант факультета филологии