Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4
Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734
E-mail: ling@hse.ru
Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Борисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова
Школа лингвистики была образована в декабре 2014 года. Сотрудники школы преподают на образовательных программах по теоретической и компьютерной лингвистике в бакалавриате и магистратуре. Лингвистика, которой занимаются в школе, — это не только знание иностранных языков, но прежде всего наука о языке и о способах его моделирования. Научные группы школы занимаются исследованиями в области типологии, социолингвистики и ареальной лингвистики, корпусной лингвистики и лексикографии, древних языков и истории языка. Кроме того, в школе создаются лингвистические технологии и ресурсы: корпуса, обучающие тренажеры, словари и тезаурусы, технологии для электронного представления текстов культурного наследия.
Bangkok: Association for Computational Linguistics, 2024.
Родной язык: лингвистический журнал. 2024. № 2. С. 6-37.
Afanasev I., Lyashevskaya O.
In bk.: Structuring Lexical Data and Digitising Dictionaries: Grammatical Theory, Language Processing and Databases in Historical Linguistics. Leiden; Boston: Brill, 2024. P. 13-35.
arxiv.org. Computer Science. Cornell University, 2024
27 февраля 2015 г. состоялось очередное заседание научного семинара Школы лингвистики. Оно открылось сообщением аспиранта Дарьи Рыжовой о диссертационной работе, а продолжилось докладом заместителя руководителя Школы Александра Борисовича Летучего о нулевой связке. Предлагаем Вашему вниманию аннотацию доклада.
Русский язык – язык, где в синтаксисе большую роль играют нулевые составляющие. Например, при определённых коммуникативных условиях могут опускаться субъект, объект и другие аргументы, наблюдаются различные виды синтаксического эллипсиса (см. McShane 2005 о типах эллипсиса). Немалую роль среди нулевых единиц русского языка занимает нулевая связка, выступающая в конструкциях типа Пётр – студент .
Я.Г. Тестелец (2008) отметил два важных аспекта поведения нулевых связок, связанных с отрицанием: во-первых, в ряде конструкций с отрицанием они ведут себя не так, как выраженные формы глагола; во-вторых, поведение нулевой связки в разных типах конструкций различается. Например, одни типы нулевой связки принимают «отрицательное согласование» (“negative concord”) с местоимениями на ни- – например, Ни одна книга мне не интересна , другие к нему неспособны (ср. сомнительное Ни один из нас не в Лондоне ).
Однако выясняется, что необычное поведение связки не ограничивается конструкциями с отрицанием. В частности, некоторые конструкции с вопросительными местоимениями плохо сочетаются с нулевой связкой (ср. нормальное предложение Кто / кем был Сократ и странное Кто Сократ ). В то же время есть контексты, где способны выступать только нулевые связки, но не выраженные формы настоящего времени. В докладе я классифицирую различия в поведении между нулевыми связками и выраженными формами глаголов и постараюсь сделать выводы о структурных и функциональных свойствах конструкций с нулевыми связками.