• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

"У нас было три камеры, пять исследований и сорок три информанта"

Студенты Школы лингвистики Лера Душкина, Аня Клезович и Лена Пасальская съездили в Новосибирск для исследования русского жестового языка.

С 12 по 19 февраля прошла жестовая экспедиция в Новосибирск, организованная в рамках работы научно-учебной группы«Эффекты модальности в синтаксисе русского жестового языка». В течение недели было собрано почти 300 гигабайт данных по русскому жестовому языку.

О наших исследованиях:

Лена Пасальская проводила психолингвистические эксперименты, тестировав гипотезу избыточности размера при назывании объектов. Она повторила исследование, которое было проведено на звучащих языках, которые показали, что испытуемые не специфицируют размер, и проверила работает ли это так же в РЖЯ, который использует в большей степени пространство.

Лена объясняет свое задание для эксперимента.

Аня Клезович тестировала работу программы по автоматическому извлечению фонем ржя, давая информантам самим выделять “фонемы” на небольшом наборе видео из её датасета.

Аня объясняет свое задание по фонологической разметке.

Также днем Аня собирала данные для совместного с Кириллом Аксёновым исследования о категориальном статусе прилагательных в ржя, а по вечерам обсуждала с ним по скайпу предварительные результаты.

Аня и Кирилл обсуждают полученные данные.

Лера Душкина собирала данные по использованию полипредикативных конструкций со значением одновременности. Она исследует, как акциональность и фонология РЖЯ влияют на употребление таких конструкций.

Лера и Аня работают с информантами.

О работе с информантами:

Работа с информантами РЖЯ отличается от работы с носителями звучащих языков тем, что работа ведется с двумя носителями одновременно. Это помогает им чувствовать себя комфортнее и избегать порождения калькирующей жестовой речи, то есть кальки с русского языка. Так как у нас было несколько исследований, то иногда работа проходила параллельно. Например, Лера и Аня работали над своей совмещенной анкетой, а Лена в это время проводила свой эксперимент, а потом менялись. Количество информантов в день варьировалось от 2 до 12, всего было опрошено 30 информантов. В прошлые года, мы встречались с информатнами по одному разу, в этом году некоторые информанты приходили по два-три раза, поэтому дополнительно приходилось следить, чтобы они не проходили одно и то же исследование несколько раз.В один день к нам одновременно пришло семь информантов. Мы сперва растерялись, но с нами была студентка из НГТУ, Лиза Денисова, которая нам помогла. 

Семь информатнов и четыре исследователя.

 

О семинарах:

По вечерам после работы мы проводили семинары. Всего было проведено четыре семинара. На трёх рабочих семинарах обсуждались предварительные наблюдения. Сюда были приглашены студенты и преподаватели Новосибирского государственного технического университета. Студенты специальности "Переводчик английского языка и русского жестового языка" проявили интерес к исследованиям коллег и участвовали в обсуждении.

Семинар

В последний день экспедиции состоялся семинар в Институте социальных технологий и реабилитации, куда были приглашены информанты, участвовавшие в исследованиях. Мы рассказали о своём университете, особенностях полевой лингвистики и предварительных результатах исследований. Мы также выразили благодарность сотрудникам института и информантам за помощь в сборе данных для исследований. Спасибо! :)

Семинар в ИСТР

 

Презентации с семинаров:
-  Автоматическое извлечение фонемного инвентаря.pdf
Избыточность признаков при назывании объекта.pptxПолипредикативные конструкции со значением одновременности в РЖЯ.pdf-  семинар в ИСТР.pdf