• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4

 

🧭 Как до нас добраться

 

Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734

E-mail: ling@hse.ru

Руководство
Заместитель руководителя Ахапкина Яна Эмильевна

Редакторы сайта — Наталья Борисовна Пименова, Татьяна Брисовна Казакова, Максим Олегович Бажуков, Юлия Геннадьевна Бадрызлова

Совместные публикации с Университетом Хельсинки

СОВМЕСТНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ 

Результаты научного сотрудничества между Школой лингвистики НИУ ВШЭ и Хельсинкским университетом воплощаются как в новых прикладных лингвистических ресурсах, так и в регулярных совместных публикация, объем и уровень которых растет с каждым годом. Наши общие научные интересы охватывают широкий круг актуальных тем — корпусная лингвистика и количественные методы, социолингвистика, лексическая типология, лингводидактика и нестандартные варианты русского языка, проблемы русистики. 

 

  • Kopotev M., Mustajoki A., Lyashevskaya O. Quantitative Approaches to the Russian Language. London: Routledge, 2018. Среди авторов статей сборника — А. Мустайоки, М. Копотев, Е. Протасова, М. Полински,  О. Ляшевская, А. Бонч-Осмоловская, А. Кутузов, А. Пиперски, Л. Пивоварова, М. Хохлова и многие другие исследователи со всех концов мира. 
  • Протасова Е., Хейсканен Е. Особенности сохранения русского языка в Финляндии //  XVII Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества.  В четырех книгах. Книга 4. Отв. ред. Е. Ясин. М.: НИУ ВШЭ, 2017. С. 419-427.
  • Никунласси А., Протасова Е. Финские глаголы, описывающие издаваемые животными звуки // Резникова, Т. И., Выренкова, А. С., Орехов, Б. В.,  Рахилина, Е. В. Глаголы звуков животных―типология метафор. Москва: Языки славянских культур, 2015. С. 178-198. 
  • Джакупова С., Зевахина Н.  (Не)совпадение падежа при эллипсисе в сочинительных конструкциях (на материале учебных текстов носителей русского языка) // Никунласси А., Протасова Е. (ред.). Инструментарий русистики: ошибки и многоязычие. Slavica Helsingiensia 45. Helsinki: Unigrafia, 2014. С. 35-49.
  • Добрушина Н.Р., Пантелеева С. А. Собирательные числительные: коллектив как индивидуализация множественности // Мустайоки А., Копотев М.В., Бирюлин Л.А., Протасова Е. Ю. Инструментарий русистики: Slavica Helsingiensia 34. Helsinki: Unigrafia, 2008. С. 107-124.

 

Серия сборников о многоязычии  

Благодаря академическому сотрудничеству с Екатериной Юрьевной Протасовой и Ахти Никунласси и финансовой поддержке университета Хельсинки, молодые исследователи Школы лингвистики публикуют статьи о лингвистических аспектах многоязычия в серии сборников немецкого издательства Retorikа, выпускаемых с 2014 г.

Издательство Retorika (Берлин, Германия) известно тем, что выпускает учебно-образовательные пособия по русскому языку как иностранному и второму родному, а также научно-методическую литературу по многоязычию для наших соотечественников, проживающих в Европе 

«Многоязычие и ...» – это серия сборников, в которых «под одной обложкой» собраны теоретические обобщения лингвистов, актуальные разработки и образовательные инструменты методистов, и что нужно, важно и интересно -  актуальные наблюдения практикующих преподавателей и родителей, растящих многоязычных детей.

Лингвистическая география собранных статей впечатляет. Многие публикации традиционно обобщают опыт становления и поддержания русского языка у двуязычных детей дальнего зарубежья – в Японии, Китае, Финляндии, Швеции, Эстонии, Болгарии, на Кипре и даже Тайване.

В ряде статей обсуждается опыт поддержания и использования русского языка в странах СНГ, например, Казахстане, Таджикистане, Белоруссии и др.,  в которых в годы СССР русский язык имел статус официального языка.  

Сборники также освещают опыт становления русского языка в условиях внутрироссийского многоязычия, чему мало уделяют внимания авторитетные и высокорейтинговые российские академические издания. Интересен материал статей о становлении русского языка у многоязычных детей, проживающих в Якутии, Чувашии, Удмуртии, Бурятии и других регионах России с ярко выраженным языковым многообразием. В сборниках обсуждается новый источник многоязычия – международные школы Москвы, в которых преподавание ведется сразу на нескольких иностранных языках.

Ценно то, что серия «Многоязычие» – это не «собранье пёстрых глав», а  сборники, прошедшие академическое рецензирование и научное редактирование и объединенные одной красивой идеей – понять, как формируется и достигается максимально возможный баланс языковых компетенций в условиях разнообразных языковых ситуаций и установок родителей и общества.

Многие статьи, вошедшие в сборник, предварительно обсуждались в виде докладов на международных конференциях:

  • Русский язык в многоязычном мире (секция Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ), 13-15 апреля 2017 г., Москва.
  • Русская грамматика: описание, преподавание, тестирование 7–9 июня 2017 г., Хельсинки, Финляндия.
  • Русский язык в многоязычном мире (секция Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ), 12-14 апреля 2018 г., Москва.

Все сборники доступны бесплатно на сайте издательства Retorika.


Список опубликованных сборников:

  • Протасова Е. (ред.). Многоязычие и ошибки. Berlin: Retorika, 2014.
  • Протасова Е. (ред.). Многоязычие и среда. Berlin: Retorika, 2017.
  • Никунласси А., Протасова Е. (ред.). Многоязычие и семья. Berlin: Retorika, 2018.
В стадии подготовки:
  • Никунласси А., Протасова Е. (ред.). Многоязычие и образование. Berlin: Retorika.

Перечислим несколько опубликованных статей молодых исследователей из Школы лингвистики: 
  • Бородина М. Почему современные дети не любят читать // Протасова Е. (ред.). Многоязычие и семья. Berlin: Retorika, 2018.
  • Культепина О. Возможности корпусного инструмента RuSKeLL в преподавании РКИ // Протасова Е. (ред.). Многоязычие и семья. Berlin: Retorika, 2018.
  • Власова Е. От вариативности к ошибкам: особенности согласования по числу в сочинениях финских студентов-билингвов // Протасова Е. (ред.). Многоязычие и семья. Berlin: Retorika, 2018.