Состоялся двадцатый семинар НУГ
На двадцатом и первом в 2018 году семинаре Алексей Виняр рассказал о проблемах понятия подъёма посессора относительно материала чукотского языка.
20 января состоялся двадцатый семинар НУГ — и первый в новом календарном году. Алексей Виняр по горячим следам питерской конференции с помощью уже знакомого всем хендаута и виртуального вайтборда объяснил участникам НУГ, что не так с понятием подъёма посессора применительно к материалу чукотского языка. После такого наглядного введения более детально обсуждался первый драфт связного текста, посвящённого инкорпорации прямого объекта в чукотском языке. В этой работе не только подробно представлены новые данные, полученные автором в поле, но и обобщены все предшествующие исследования по этой проблематике, прежде всего статьи И. Ш. Козинского, В. П. Недялкова и М. С. Полинской, а также дана развёрнутая характеристика анализа, предложенного Э. Спенсером.
Оживлённую дискуссию вызвало понятие «affectedness», играющее не последнюю роль в тексте Алексея Виняра. Согласно мысли автора, обращение к данному абстрактному понятию (которое на русский, при необходимости, иногда переводится как «вовлечённость в ситуацию» или «затронутость») позволяет элегантно интерпретировать многие факты, которые иначе не получают никакого объяснения. Участники НУГ не могли не согласиться с тем, что чисто морфосинтаксический подход к анализу чукотской инкорпорации прямого объекта едва ли возможен, но вместе с тем выразили некоторую обеспокоенность принципиальной труднодоступностью понятия «вовлечённости» для формализации.
Прошлой весной Алексей Виняр сделал в рамках семинара НУГ доклад под кодовым названием «Что мы не знаем об инкорпорации». Тогда оказалось, что не знаем мы очень многого. Последний семинар показал, что не знаем мы по-прежнему многого (просто потому, что чукотская инкорпорация необъятна), но за последний год благодаря самоотверженным усилиям Алексея мы также очень многое узнали.
Виняр. Direct object incorporation and possessor raising in Chukchi