• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенты Школы лингвистики провели День науки в вяземской школе

В эту субботу, 21 октября 2017 года, студенты 1, 2, 3 и 4 курса бакалавриата Школы лингвистики провели День науки в МБОУ СШ №6 в городе Вязьме. Студенты рассказали про жестовые языки, искусственные языки и речевые ошибки, а также провели занятие, на котором объяснили, как решать лингвистические олимпиадные задачи. В общей сложности на Дне науки побывало около 150 школьников.

Студенты Школы лингвистики провели День науки в вяземской школе

В эту субботу, 21 октября 2017 года, студенты 1, 2, 3 и 4 курса бакалавриата Школы лингвистики провели День науки в МБОУ СШ №6 в городе Вязьме. Студенты рассказали про жестовые языки, искусственные языки и речевые ошибки, а также провели занятие, на котором объяснили, как решать лингвистические олимпиадные задачи. В общей сложности на Дне науки побывало около 150 школьников.


“Летом я ездила в родной город Вязьму, — рассказывает Надежда Григорьева, студентка 3 курса ФиКЛ, — и встретилась там со своей школьной учительницей русского языка Ларисой Евгеньевной Тарасовой. Мы обсуждали поступление в университет и преподавание в школе и решили провести несколько уроков лингвистики в вяземской школе №6, которую я сама не так давно закончила. Позже я озвучила эту идею среди организаторов Устной олимпиады по лингвистике, и некоторым из них она тоже понравилась. Так понравилась, что они решили отменить свои планы на субботу и поехать в Вязьму, чтобы выступить в школе.

Все вместе мы провели в общей сложности восемь уроков: на семи из них мы рассказывали школьникам о разных лингвистических темах (речевые ошибки, жестовые и искусственные языки), а на восьмом было общее занятие про олимпиады.


Надежда Григорьева и Ольга Пичужкина рассказывают про лингвистические олимпиады

 

Мне кажется, это очень здорово, что у учеников моей родной школы была возможность посетить наш День языкознания. Мне очень нравится совмещать мою тягу к рассказу простыми словами о достижениях лингвистики и мои знания об олимпиадах.

Вспоминаю себя в школе: я даже не знала, что слово “лингвистика” значит! Об олимпиадах я узнала, можно сказать, случайно, как раз от учительницы русского языка (а потом выиграла “Высшую пробу” и поступила на наш ФиКЛ без экзаменов). Наверное, в школе мне было бы безумно интересно послушать, как студенты одного из ведущих московских вузов рассказывают о том, что изучают. Можно было бы задать кучу вопросов, понять, как людям вообще может нравиться изучать язык (в школе обычно все или ненавидят это, или относятся к урокам родного и иностранного языков без особого энтузиазма; а тут целая наука об этом — лингвистика). Ну и олимпиадный урок, думаю, оказался полезен: поступить куда-то по ЕГЭ очень и очень сложно (на том же ФиКЛе проходной балл уже подскочил до 287). На уроках — успеть бы школьную программу пройти, а найти хороших репетиторов в маленьких городах — та еще задача. Да и большинству школьников обычно просто нечем платить за дополнительные занятия. Мне кажется, олимпиады по лингвистике в этом смысле — просто спасение: можно не зазубривать списки паронимов и слов с неочевидными ударениями, не тренироваться механически прорешивать тестовые задания, а учиться творчески решать самодостаточные задания. Для подготовки достаточно просто решать много задач и сверяться с ответами, смотреть разборы, общаться на форумах и в группах (даже если это не даст заветное право поступления БВИ, это очень увлекательно и заметно прокачивает интеллект). Главное — знать, что и где искать. Думаю, в этом вопросе нам удалось сориентировать ребят.”



Ольга Пичужкина, 2 курс ФиКЛ, объясняет, как и для чего создавались искусственные языки

“Я вела два урока: рассказывала про искусственные языки и их связь с лингвистикой школьникам 7 и 10 классов, — рассказывает Ольга Пичужкина, студентка 2 курса ФиКЛ. — Так как эта тема достаточно специфическая, я не думала, что школьники будут очень заинтересованы, но они оказались увлечены моим рассказом. Кроме того, мы с Надей провели задачный семинар: рассказали школьникам о различных олимпиадах по лингвистике и русскому языку, разобрали с ними примеры задач. Для многих школьников олимпиады — гораздо более интересная и приятная альтернатива ЕГЭ, ведь по их результатам тоже можно поступить в вуз. Полагаю, полезно на такую возможность указать. Все выступающие — олимпиадники в прошлом (Мирон — победитель Турнира им. М.В. Ломоносова, Надя — олимпиады “Высшая проба”, я трёхкратный победитель Всероссийской олимпиады по русскому языку), поэтому мы рассказывали, основываясь, в том числе, и на личном опыте.

Кроме того, многие школьники не очень представляют, что такое лингвистика (в отличие от других, более популяризованных наук — а ведь это безумно интересная штука!), кто такие лингвисты и чем они занимаются, и познакомить школьников с лингвистикой (и рассказать про то, чем они могут заниматься в будущем, если выберут лингвистическое направление) было интересно. Вдобавок это выступление улучшило моё умение рассказывать просто и понятно о вещах, в которых я разбираюсь, что тоже неплохо.”



Елена Пасальская, 4 курс ФиКЛ, знакомит школьников с жестовыми языками

Елена Пасальская, студентка 4 курса ФиКЛ, рассказывала о жестовых языках. “О них мало кто что-то знает. Часто думают, что жестовый язык — один. На самом деле жестовые языки очень похожи на те, к которым мы все привыкли, только система обозначений другая. Жестовые языки разных стран различаются ничуть не меньше, чем нежестовые. Они обладают рядом особенностей, изучать их интересно, и этим пока сравнительно мало занимались.

Я проводила уроки в 9 и 11 классах. Радует, что ребята активно отвечали на мои вопросы и задавали вопросы в ответ.

Я сама не участвовала в лингвистических олимпиадах в школе, только в олимпиадах по математике и физике. В университет я поступала по ЕГЭ, но участие в олимпиадах считаю важным опытом. Я думаю, что такие мероприятия, как наш День лингвистики, очень полезны и интересны для школьников.”

Занятия проводили:

Елена Пасальская, 4 курс бакалавриата ФиКЛ
Надежда Григорьева, 3 курс бакалавриата ФиКЛ
Ольга Пичужкина, 2 курс бакалавриата ФиКЛ
Мирон Крылов, 1 курс бакалавриата ФиКЛ


В Москве школьники могут изучать лингвистику в Лингвистическом кружке НИУ ВШЭ. Занятия проходят каждую неделю по понедельникам. Лингвокружок также организует Устную олимпиаду по лингвистике, в которой могут попробовать свои силы школьники 8-11 классов из любых городов.