• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лингвокружок

Раз в неделю мы проводим занятия по лингвистике в НИУ ВШЭ. Занятия посвящены самым разным областям лингвистики: от digital humanities и нейролингвистики до полевых исследований языков Африки и Дагестана. Занятия ведут студенты Школы Лингвистики НИУ ВШЭ.

Занятия бесплатные, однако для прохода в здание необходима предварительная регистрация.


 

Дорогие школьники!
Мы приглашаем вас на Лингвокружок, который будет проходить в этом году по понедельникам в 18:15 по адресу ул. Старая Басманная, 21/4 в аудитории 415.

Первое занятие в этом году будет 14 октября. Его проведёт Владислава Староверова, студентка 2 курса Школы лингвистики.

Как вы знаете, 27 октября состоится IV Устная олимпиада по лингвистике. На занятии мы будем готовиться к ней, а именно решать задачи с 3 прошлых олимпиад на разные языки, письменности и явления: от глаголицы до русского жестового и от интонаций до арифметики.

Чтобы попасть на занятие, нужно зарегистрироваться по ссылке: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScgYHchd2IBF.. и взять с собой паспорт.

Приходите!

 



15 апреля,
понедельник, 18:15.
Занятие проведёт Евгений Глазунов, студент 4 курса Школы лингвистики.

Что такое дистрибутивная семантика? Как понять значение слова из контекста и представить это так, чтобы анализировать значения компьютерными методами? 

Мы поговорим о том, как представляются значения слов в компьютерных моделях, какие они бывают и где используются.
- Как описать значение слова через контекст?
- Можно ли автоматически найти подзначения или отличить компанию Apple от яблока?
- Как описать не одно слово, а целый документ?
- Как можно изучать сдвиги значения, которые происходят со временем?

Занятие пройдёт по адресу Старая Басманная 21/4, аудитория 415. Если вы ещё не были у нас в этом году, то не забудьте зарегистрироваться по ссылке: https://goo.gl/GqLhkh. А ещё захватите с собой паспорт. 
Ждём вас!


8 апреля, понедельник, 18:15.

Занятие проведёт Анна Полянская, студентка 2 курса Школы лингвистики.

Тема: Что происходит, когда люди живут на одной территории, но говорят на разных языках? 

На этом занятии мы поговорим о таком интересном явлении как контактные языки. Что стоит за этим понятием? Как такие языки возникают? Как они устроены и чем различаются? Мы посмотрим на их классификацию, разберем несколько примеров и постараемся ответить на самый главный вопрос: почему лингвисты говорят о голубях?

Регистрируйтесь по ссылке: https://goo.gl/GqLhkh 
Приходите (с паспортом)!



1 апреля, 
понедельник, 18:15.
Занятие проведёт Фёдор Голосов, студент 4 курса Школы лингвистики.

На лингвистических кружках обычно рассказывают про необычные явления из других языков: экзотические звуки типа кликсов, большое количество родов-классов, куча прошедших времён, падежей, чисел и местоимений. 

А между тем в русском языке есть не менее загадочные языковые единицы. Мы используем их в языке почти в каждом диалоге, но лингвисты до сих пор не могут полностью понять их устройство, а то, что уже про них известно, способно удовлетворить фантазию даже самого бывалого лингвиста-теоретика! 

Речь идёт о русских приставках. Если задать вопрос в школе про то, что значит приставка "с-" в слове "сделать", скорее всего, вы получите ответ: "Образует глагол совершенного вида, обозначает завершённость действия". 
Но почему, тогда, спрашивается, приставок нужно так много? Почему от глагола "есть" совершенный вид образуется как "съесть", а от глагола "кричать" — как "закричать"? Ой, а может быть, на самом деле "поесть" и "прокричать"? Как-то всё это подозрительно... 

На занятии мы постараемся подумать над этими вопросами, а также над тем, чем отличается "порвать" от "изорвать" и "нарвать", зачем нам для определения значения приставок нужно знать, чем чистота отличается от сухости, каким образом образуются монстры типа "доперезаписывать" (неужели мы образовали совершенный вид целых три раза? — а глагол остался в несовершенном виде, хаха), и самое главное — для чего же на самом деле "нужны" приставки, то есть что они значат и что они делают с глаголом. 

Предлагаю устроить конкурс шашлыков. Придумайте, пожалуйста, к началу занятия глагол с как можно большим количеством приставок (но с понятным значением). Победителям будут даны призы (к сожалению, не приставки :)). Учтите, что надо уже больше, чем "доперезаписывать" :) 

Занятие, как всегда, пройдёт по адресу ул. Старая Басманная 21/4, аудитория 415. 
Если в этом году вы у нас ещё не были, то обязательно заполните форму: https://goo.gl/GqLhkh 
И не забудьте паспорт, чтобы вас впустили! 
Ждём вас!



25 марта, 
понедельник, 18:15.
Занятие проведёт Александра Коновалова, студентка 2 курса Школы лингвистики.

Как произнести абруптивный согласный и не подавиться?
Какими местами издают звуки в разных языках? Как компьютер распознает устную речь?
и наконец,
Зачем лингвисты кладут ключи от машины в холодильник?
Об этом и многом другом вы узнаете на следующем занятии!

Не забудьте зарегистрироваться по ссылке https://goo.gl/GqLhkh. И принесите паспорт!

Ждём вас!


18 марта, понедельник, 18:15.
Занятие проведёт Иван Торубаров, студент 3 курса Школы лингвистики.

На следующей неделе предлагаем вам ощутить себя в роли полиглотов. Мы будем решать задачки на перевод с разных языков: вы сможете познакомиться с языками финно-угорской и тюркской семей, со славянской, германской и даже вымершей ветвями индоевропейской семьи (а также с тем, что это вообще такое). Конечно, мы не будем в привычном смысле учить эти языки, но зато вы станете лучше их чувствовать — велика ли разница? 

Регистрируйтесь по ссылке: https://goo.gl/GqLhkh 
Приходите и не забудьте паспорт!


11 марта, понедельник, 18:15.
Занятие проведёт Владимир Вайсман, студент 1 курса Школы лингвистики.

На этом занятии мы поговорим о языке страны восходящего солнца. О том, как он развивался на протяжении столетий, какие существуют диалекты и что представляет из себя стандартный японский язык. Окунёмся немного в фонетику и грамматику языка красного клёна и розовой сакуры, узнаем о стилях речи и иерархии вежливости.

Регистрируйтесь по ссылке https://goo.gl/GqLhkh и не забудьте паспорт!


4 марта, понедельник, 18:15.

Занятие проведёт Виола Иванова, студентка 4 курса Школы лингвистики. 


В этот понедельник мы поговорим о языках Европы. Что такое Европа с лингвистической точки зрения? Какими чертами обладает "среднестатистический" европейский язык? Можно ли говорить о Европе как об экзотическом ареале? Приходите и всё узнаете.

Занятие, как всегда, пройдёт по адресу ул. Старая Басманная 21/4, аудитория 415.
Если в этом году вы у нас ещё не были, то обязательно заполните форму: https://goo.gl/GqLhkh
И не забудьте паспорт, чтобы вас впустили!
Ждём вас!



25 февраля, 
понедельник, 18:15
Занятие проведёт Екатерина Волошина, студентка 1 курса Школы лингвистики.

На занятии мы поговорим о том, как лингвистика повлияла на гуманитарные науки. Разберем, какие бывают знаки и знаковые системы, что такое семиотика и когда она появилась. Увидим, как современная культура воспринимается через призму языка. 
Узнаем, какая существует связь между лингвистикой и современной философией.

Занятия проходят по адресу Старая Басманная 21/4, аудитория 415. Чтобы прийти, обязательно зарегистрируйтесь по адресу (если вы уже это делали в этом году, то не надо) https://goo.gl/GqLhkh и возьмите паспорт.

Ждём вас!

 



18 февраля, 
понедельник, 18:15
Занятие проведёт Александра Трепаленко, студентка 1 курса Школы лингвистики.

Лингвистические задачи - это не только про семантику и грамматику. Мы посмотрим на разные системы письма, поймем, кто пишет справа налево, а кто сверху вниз; разберемся, где буквы, а где иероглифы.

Регистрируйтесь по ссылке: https://goo.gl/GqLhkh
Приходите (с паспортом)!



11 февраля,
понедельник, 18:15
Занятие проведёт Владислава Староверова, студентка 1 курса Школы лингвистики.

Это будет задачный семинар. Мы будем решать задачи на числительные в разных языках: посмотрим, как они могут образовываться и какие бывают системы счисления. 

Те, кто ни разу у нас не был, не забывайте регистрироваться:
https://goo.gl/GqLhkh 
Для прохода в здание НИУ ВШЭ нужен паспорт. 
Ждем вас!





4 февраля, 
понедельник, 18:15
Занятие проведёт Иван Торубаров, студент 3 курса Школы лингвистики.

Темой грядущего занятия будет ровно половина фонетики. Или не половина — бывает ли так, чтобы в языке гласных было существенно больше, чем согласных? А наоборот? Мы обсудим это, а ещё поговорим о том, как устроена система гласных в русском (и не только) языках и почему она устроена именно так. Ещё мы посмотрим на то, какие изменения (или, если хотите, фонетические процессы) происходят с гласными в речи, почему они появляются и как влияют на язык вообще (спойлер: они могут заставить корову, говорящую "мУУУУ", мЫчать!). И обязательно порешаем задачки по теме, потому что без них скучно, не правда ли?

Регистрируйтесь по ссылке: https://goo.gl/GqLhkh
Приходите и не забудьте паспорт!



28 января, 
понедельник, 18:15
Занятие проведёт Владислава Староверова, студентка 1 курса Школы лингвистики.

Мы поговорим об американском жестовом языке. Обсудим, как и когда он возник, какие исторические изменения в нём произошли, зачем вообще нужны жесты и как они устроены. 

Не забудьте зарегистрироваться по ссылке и взять с собой паспорт: https://goo.gl/GqLhkh

Приходите!



21 января, понедельник, 18:15
Занятие проведёт Елена Савинова, студентка 4 курса Школы лингвистики.

Это занятие будет посвящено психолингвистике. Мы поговорим о том, как устроен язык «в нашей голове», как мы читаем и каким образом понимаем и порождаем речь. Кроме того, мы познакомимся с основными экспериментальными методами, с помощью которых психолингвисты изучают язык.

Если хотите прийти на занятие, пожалуйста, не забудьте зарегистрироваться по ссылке (и взять с собой паспорт, чтобы вас пропустили): https://goo.gl/GqLhkh

Ждём вас!




3 декабря,
 понедельник, 18:15
Занятие проведёт Виола Иванова, студентка 4 курса Школы лингвистики.

Мы поговорим об иранских языках: чем они интересны и примечательны. В основном будем говорить о языках Памира (на фото — город Хорог, столица Памира).

Для того, чтобы пройти в здание НИУ ВШЭ, нужно зарегистрироваться, а в день занятия принести с собой паспорт.
https://goo.gl/GqLhkh 






26 ноября,
 понедельник, 18:15.
Занятие проведёт Мария Аристова, студентка 3 курса Школы лингвистики.

Знаете ли вы что-нибудь об австронезийских языках? Даже если нет, вы наверняка слышали, как звучит один из них - в мультфильме "Моана" текст одной из песен частично написан на самоанском языке, который относится к малайско-полинезийской группе австронезийский семьи.
Австронезийские языки очень разнообразны, и на занятии мы обсудим некоторые характерные и необычные особенности их грамматики, а также немного поговорим про историю и культуру региона.

Если вы еще никогда у нас не были в этом году, зарегистрируйтесь, пожалуйста, по ссылке: https://goo.gl/GqLhkh

Приходите и не забудьте паспорт!
 



19
ноября, понедельник, 18:15.
Занятие проведёт Алёна Беляева, студентка 3 курса Школы лингвистики.

Мы поговорим про то, как языки выражают множественность объектов, какие для этого есть необычные способы. Поговорим также про число: что бывает, кроме единственного и множественного числа. 
На примере абазинского языка рассмотрим вещественную и ассоциативную множественность (и узнаем, что это вообще такое).

Если вы еще никогда у нас не были в этом году, зарегистрируйтесь, пожалуйста, по ссылке: https://goo.gl/GqLhkh

Приходите и не забудьте паспорт!




12 ноября, понедельник, 18:15. 
Занятие проведёт студентка 3 курса Школы лингвистики Ольга Пичужкина

Компьютерная лингвистика — область на стыке лингвистики и программирования, занимающаяся автоматической обработкой естественного языка. На занятии мы поговорим о том, где в известных нам технологиях применяется лингвистика, чем различается правиловый подход и машинное обучение и как большие корпуса текстов могут помочь в создании чатботов.

Если хотите прийти на занятие, пожалуйста, не забудьте зарегистрироваться по ссылке (и взять с собой паспорт, чтобы вас пропустили): https://goo.gl/GqLhkh

Ждём вас!



29 октября, понедельник, 18:15.
Занятие проведет Анастасия Сидорова, студентка третьего курса Школы лингвистики.

Я расскажу о социолингвистике: той части науки о языке, которая изучает влияние социологических параметров на языковые. Как могут быть связаны гендер говорящего, его возраст, место рождения, иногда даже его политические взгляды с тем, как он говорит? 
Мы рассмотрим, как и какие данные собирают лингвисты при полевой работе, что такое вариативность в языке и на примере небольшого проекта разберем, как вообще строится социолингвистическое исследование. 

Для того чтобы попасть на занятие, необходимо зарегистрироваться по ссылке: https://goo.gl/GqLhkh
Приходите!



22 октября, понедельник, 18:15. Аудитория А-402 (четвертый этаж корпуса А, вторая аудитория слева). 

Что помогает лингвистам изучать Язык в целом, Язык как явление? Конечно, не только свой родной язык, но и все множество существующих языков. При этом их настолько много, что одному человеку не под силу объездить всю землю и изучить все языки и диалекты. И в этом случае на помощь приходят лингвистические базы данных - очень полезный современный инструмент. Что это такое и для чего именно лингвисты ими пользуются, вам расскажет Настя Тимошина, студентка 3 курса Школы лингвистики. 

Приходите! 
Для того чтобы пройти в здание НИУ ВШЭ, необходимо зарегистрироваться. Регистрация по ссылке: https://goo.gl/GqLhkh

Аннотации к занятиям лингвокружка в 2017-2018 учебном году



 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.