• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Verba sonandi : Représentation linguistique des cris d’animaux

Presses Universitaires de Provence, 2017.

Статья
Cкорости речи носителей кубанского диалекта кабардино-черкесского языка: устный дискурс vs. чтения текста

Мороз Г. А.

Томский журнал лингвистических и антропологических исследований. 2017. №  2. С. 9-17.

Глава в книге
Network Dynamics, Plot Analysis: Approaching the Progressive Structuration of Literary Texts
В печати

Fischer F., Göbel M., Kampkaspar D. et al.

In bk.: Digital Humanities 2017 (Montréal, 8–11 August 2017). Book of Abstracts. Montréal: McGill University, 2017.

Направления и темы научных исследований сотрудников школы

 

Исследования по русскому языку

Русский язык не находится под угрозой исчезновения, но, как ни странно, современных грамматических описаний русского языка довольно мало. В рамках наших проектов мы стремимся заполнить эту лакуну: с учётом достижений современной теоретической и прикладной лингвистики описать его грамматику и лексику. (далее...)

Фонетика и фонология

Фонетика и фонология в учебных и научных институтах часто находятся в тени более популярных областей лингвистики – синтаксиса, морфологии и семантики. Однако в нашей Школе дело обстоит не так: развиваются проекты, связанные как с фонетикой русского языка и его разновидностей, так и с «экзотическими» языками (даргинским или адыгейским). (далее...)

Грамматическая типология

Грамматическая типология – одна из самых динамично развивающихся областей современной лингвистики. В рамках исследований в этой области сотрудники Школы исследуют выражение грамматических категорий (времени, числа, локализации) в языках разного происхождения, историю грамматических показателей и способы сопоставления грамматик разноструктурных языков. (далее...)

Лексическая типология

Долгое время типологи занимались преимущественно проблемами грамматики. Сегодня активно развивается и лексическая типология. Участники лексико-типологических исследований изучают, какие значения в разных языках могут иметь глаголы боли или прилагательные размера и как развитие значения слов связано со структурой языка. (далее...)

Общая и русская лексикография

Часто, пользуясь толковыми словарями, мы наталкиваемся на разные непоследовательности и недостатки в описании. Пользуясь концепцией системной активной лексикографии, разработанной Ю.Д. Апресяном, мы стремимся преодолеть эти недостатки и усовершенствовать существующие словарные описания. (далее...)

Корпусная лингвистика

Современные лингвистические исследования требуют обращения к большим объёмам данных. Для этого создаются лингвистические корпуса – коллекции текстов в Интернете, где возможен поиск по словам, морфемам и другим единицам. Сотрудники Школы лингвистики тестируют и модифицируют существующие корпуса и создают свои (например, для говора Устьянского района Архангельской области, мегебского даргинского языка, языка идиш и др.). (далее...)

Компьютерная лингвистика

Наши сотрудники и студенты активно участвуют в создании инструментов компьютерной обработки языка: автоматического поиска ошибок в текстах носителей, автоматической разметки текстов по грамматическим категориям, сопоставления текстов на разных языках, и так далее. (далее...)

Ареальная лингвистика и лингвогеография

Сотрудники Школы исследуют материал языков самых разных ареалов: Кавказа, Западной Европы, ареала распостранения финно-угорских языков. Мы не только изучаем каждый отдельный язык, но и пытаемся проследить черты, свойственные языкам разного происхождения, но одного ареала. Для этого, в частности, используются новейшие методы картирования языковых характеристик. (далее...)

Digital Humanities

Digital Humanities, электронные гуманитарные науки – одна из бурно развивающихся современных областей. Это и новые ресурсы, представляющие культурное наследие в виде открытых машиночитаемых данных, и новые методы работы с большими или средними объемами данных в гуманитарных науках, и, наконец, это новые способы представления и распространения гуманитарного знания. (далее...)

Социолингвистика

В жизни языка есть много такого, что невозможно объяснить исходя из самого языка. В рамках социолингвистических проектов мы изучаем то, как люди выбирают варианты произношения ([тэ]рмин или [те]рмин), как контактируют между собой люди, у которых разных родной язык и как контакты языков влияют на их грамматику и лексику. (далее...)

Древние языки и история языка

Сотрудники Школы изучают особенности древних языков (древнерусского, латинского, готского и многих других) и текстов на них. Исследования ведутся с учётом современных достижений морфологии, синтаксиса и семантики. Применение корпусных методов позволяет не только описать явления, но и исследовать их встречаемость количественными методами. (далее...)

Экспериментальная лингвистика и нейролингвистика

Сотрудники Лаборатории нейролингвистики и студенты Школы лингвистики участвуют в исследованиях того, как мозг человека обрабатывает языковые данные, как человек воспринимает текст и так далее.  В частности, многие традиционные понятия – глагол и существительное, согласование и управление – получают новое осмысление в экспериментальной перспективе. (далее...)

Жестовые языки

Жестовые языки, при всей их практической значимости, исследованы лингвистами сравнительно мало. В рамках направления мы исследуем особенности грамматики и лексики жестовых языков: как в них выражается время? можно ли говорить о фиксированном порядке слов? какие типы многозначности есть в жестовых языках? (далее...)