• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 105066, г. Москва,
Старая Басманная ул., д. 21/4

Как до нас добраться

 

Телефон: +7 (495) 772-95-90 доб. 22734

E-mail: ling@hse.ru

По вопросам, связанным с сайтом: portalhseling@gmail.com

Руководство

Руководитель Рахилина Екатерина Владимировна

Заместитель руководителя Ахапкина Яна Эмильевна

Книга
Введение в науку о языке

Кибрик А. Е., Федорова О. В., Татевосов С. Г. и др.

Буки Веди, 2019.

Статья
ДОСТАЛИ ТАК УПОТРЕБЛЯТЬ ИНФИНИТИВ! О НОВОЙ КАУЗАТИВНОЙ КОНСТРУКЦИИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Полински М., Левонтина И. Б.

Диалог. Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии. 2019. № 18. С. 361-373.

Глава в книге
Lexical Diversity and Colour Hues in Russian Poetry: A Corpus-Based Study of Adjectives

Lyashevskaya O., Vlasova E.

In bk.: Quantitative Approaches to Versification. Institute of Czech Literature of the Czech Academy of Sciences, 2019. P. 131-141.

Экспериментальная лингвистика и нейролингвистика

Согласование по числу, роду и падежу в ментальной грамматике
Н.А. Слюсарь

Репрезентация морфологически сложных форм в ментальном лексиконе
Н.А. Слюсарь

Типология пространственной ориентации: экспериментальные и корпусные подходы

Т. В. Никитина

Детская речь: формирование категорий времени и вида на ранних этапах речевогоонтогенеза

Я. Э. Ахапкина

Степенная модификация прилагательных

Проект состоит из двух независимых подпроектов.

Galit Sassoon (Bar-Ilan University), Н. А. Зевахина

Подпроект посвящен экспериментальной проверке гипотезы семантической детализации (granularity shifting). Гипотеза состоит в том, что в диалоге переход от более «грубого», или приближенного, уровня детализации (например, «Я пробегаю это расстояние в среднем за 10 минут» или «Пол в комнате чистый») к более «точному» уровню (например, «Я пробегаю это расстояние в среднем за 9,5 минут» или «Пол в комнате абсолютно чистый»), возможен, однако обратный переход семантически неприемлем.

Наталья Филиппова (школа лингвистики, НИУ ВШЭ, магистратура), Н. А. Зевахина

Задача подпроекта состоит в формально-семантическом и когнитивно-семантическом описании классов прилагательных русского языка с наречиями меры и степени (в частности, рассматриваются наречия больно, страшно, сильно, шибко). В качестве материала исследования используются как данные НКРЯ, так и экспериментальные данные. Кроме того, изучаются особенности нестандартного употребления двойного маркирования (примеры из НКРЯ: очень сильно болен, очень ужасно звонкий инструмент, очень страшно толстый; примеры из Яндекса: больно сильно умный, сильно больно умный).

Скалярные импликатуры

Bob van Tiel, Emiel Miltenburg, Noor van Leusen, Наталья Зевахина, Bart Geurts

(Радбаудский Университет, г. Неймеген, Нидерланды)

В ходе работы над проектом экспериментально подтверждается гипотеза о разнообразии скалярных импликатур (на материале английского и русского языков) и даётся объяснение этому явлению; анализируются скалярные выражения в фокусной позиции, частотность скалярных выражений, сила ассоциации и семантическое расстояние между ними.

------------------

Студенты направления Фундаментальная и компьютерная лингвистика работают также в смежном подразделении научно-учебной лаборатории нейролингвистики, сотрудники которой занимаются исследованием связи мозга и языка. Здесь изучают, как представлен язык у взрослых здоровых монолингвальных людей, у детей, билингвов, пациентов с разными нейрогенными речевыми нарушениями, приобретенными вследствие инсультов, черепно­мозговых травм и опухолей. Диагностические и терапевтические материалы лаборатории проходят квалифицированную апробацию и включаются в клиническую практику.

Подробности о конкретных проектах и исследованиях вы можете увидеть на сайте лаборатории.
А здесь можно найти интервью с сотрудниками лаборатории и студентами.

ВИДЕО сотрудников Школы лингвистики:

НЕКОТОРЫЕ ПУБЛИКАЦИИ

2018

Киреев М.В., Слюсарь Н.А., Коротков А.Д., Котомин И.А., Машарипов Р.С., Черниговская Т.В., Медведев С.В. Реорганизация функциональных взаимодействий лобно-височной системы мозга человека в процессе порождения глаголов русского языка // Российский физиологический журнал им. И.М. Сеченова. Vol. 104. № 11.  2018. С. 1331-1346. Doi: 10.7868/S0869813918110072.

Slioussar, N. Singular nouns looking like plurals cause more agreement attraction than genuine plurals // Formal Approaches to Slavic Linguistics: The Third Cornell Meeting 2016 / ed. by W. Browne et al. Ann Arbor, MI: Michigan Slavic Publications, 2018. P. 259-276.

Slioussar, N. Forms and features: the role of syncretism in number agreement attraction // Journal of Memory and Language. Vol. 101. 2018. P. 51–63. DOI 10.1016/j.jml.2018.03.006.

Прокопеня В., Слюсарь Н. А., Петрова Т., Чернова Д., Черниговская Т. Экспериментальные исследования грамматики: установление анафорических отношений в процессе речепонимания // Вопросы языкознания. 2018. Т. 1. С. 76-90.

2016 и ранее

Khudyakova M., Bergelson M., Akinina Y., Iskra E., Toldova S., Dragoy O. Russian CliPS: a Corpus of Narratives by Brain-Damaged Individuals, in: Proceedings of the Tenth conference on International Language Resources and Evaluation (LREC'16), Portoroz, Slovenia : ELRA, 2016.., 2016. P. 22-26. 

van Tiel B., van Miltenburg E., Zevakhina N., Geurts B. Scalar diversity // Journal of Semantics. 2016. No. 33(1). P. 137-175.

Kutuzov A., Kuzmenko E. Cross-lingual trends detection for named entities in news texts with dynamic neural embedding models, in: CEUR Workshop Proceedings. NewsIR 2016 Recent Trends in News Information Retrieval. Proceedings of the First International Workshop on Recent Trends in News Information Retrieval co-located with 38th European Conference on Information Retrieval (ECIR 2016) Padua, Italy, March 20, 2016 Т. 1568. [б.и.], 2016. P. 27-32.

Slioussar N., Alexeeva S., Frolova A. Data from Russian help to determine in which languages the Possible Word Constraint applies // Journal of Psycholinguistic Research. 2016. P. 1-12.

Slioussar N., Malko A. Gender agreement attraction in Russian: production and comprehension evidence // Frontiers in Psychology. 2016. Vol. 7. P. 1651. 

Slioussar N., Chuprina A. How derivational links affect lexical access: evidence from Russian verbs and nouns // Italian Journal of Linguistics. 2016. Vol. 28. P. 115-136.

Kireev M., Slioussar N., Korotkov A., Chernigovskaya T., Medvedev S. Interactions within fronto-temporal brain network associated with regular vs. irregular verb production // International Journal of Psychophysiology. 2016. Vol. 108. P. 165-165.

Slioussar N., Stetsenko A., Matyushkina T. Producing case errors in Russian, in: Formal Approaches to Slavic Linguistics: The First New York Meeting 2015. Ann Arbor : Michigan Slavic Publications, 2016.

Бергельсон М. Б., Худякова М. В., Толдова С. Ю., Грабовская М. А., Ивтушок Е. И., Шапиро М. М. Маркеры выражения эмпатии и интеракции в норме и патологии (на материале корпуса Russian CLiPS) // В кн.: Седьмая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Светлогорск, 20–24 июня 2016 г. М. : Институт психологии РАН, 2016. С. 147-148.

Чернова Д. А., Слюсарь Н. А., Прокопеня В. К., Петрова Т. Е., Черниговская Т. В. Экспериментальные исследования грамматики: синтаксический анализ неоднозначных предложений // Вопросы языкознания. 2016. Т. 6. С. 36-50.

УЧЕБНЫЕ КУРСЫ по теме исследований (бакалавриат):

Experimental Studies of the Grammar

Обязательный; английский; 3-й курс, 3 модуль

The Bilingual Brain

По выбору; 4-й курс, 3 модуль

УЧЕБНЫЕ КУРСЫ по теме исследований (магистратура):

Магистерская программа «Лингвистическая теория и описание языка»

The Bilingual Brain

По выбору; английский; 2-й курс, 3 модуль

Experimental Linguistics

Обязательный; английский; 2-й курс, 1, 2 модуль

Магистерская программа «Компьютерная лингвистика»

Экспериментальная лингвистика

По выбору; 1-й курс, 2, 3 модуль

Магистерская программа «Русский как иностранный во взаимодействии языков и культур»

Языковая интерференция: теория и практика

По выбору; 1-й курс, 3, 4 модуль

Achievements of Modern Linguistics in the Context of SLA

Обязательный; английский; 1-й курс, 2, 3 модуль

Teach English Now! Theories of Second Language Acquisition

Обязательный; английский; 1-й курс, 2 модуль

Освоение второго языка

По выбору; русский; 2-й курс, 1, 2 модуль